НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 5

Приготовления Соломона к построению храма.

1. (Евр. 15). Xирам или Xурам (как в 2 Пар. II:2 евр. ), у И. Флавия Ειρωμος, финикийск. Ахиром, по известиям Дия и Менандра - у И. Флавия (Древн. VIII, 2, 6; прот. Апиона I, 17, 18), был сын царя Абибаала, царствовал 34 года (969-936 гг. до Р. X. ) и умер на 53 году жизни, передав престол сыну своему Валеазару. 2 Пар. II:3, как и 3 Цар. V:1 сл., прямо высказывает, что Xирам, по вступлении Соломона на престол пославший поздравительное посольство к нему и затем помогавший ему в его строительных работах, тождествен с Xирамом - современником Давида, тоже помогавшим последнему в постройке царского дворца (2 Цар. V:11; 1 Пар. XIV:1). Но по 3 Цар. IX:10 сл., сн. VI:1, современный Соломону Xирам был жив еще, по крайней мере, в 24-м гаду царствования Соломона; следовательно, одновременно с Давидом Xирам мог править никак не более 10 лет (34-24). Однако упомянутые постройки Давида с помощью Xирама описываются в начале, а не в конце истории царствования Давида (2 Цар. V). В объяснение этого полагают, что священный писатель 2 Цар. в данном случае держался систематического, а не хронологического порядка в описании событий царствования Давида. Другое объяснение (Клерика и др. ) считает дружественного Давиду царя иным лицом, чем друг Соломона, - Авиваалом, отцом Xирама. Но это объяснение явно противоречит 3 Цар. V:1-2; 2 Пар. II:3. - Тир, наряду с Сидоном бывший важнейшим городом Финикии, у пророка Иезекииля (XXVI:4, 14) представляется городом, стоящим на голой скале, чему соответствует и еврейское название Тира цор (родств. цур - скала).

2-6. В ответном послании Xираму Соломон представляет предпринимаемое им дело построения храма выполнением плана и приготовлений Давида (сн. 2 Цар. VII:8-13; 1 Пар. XXII:7-11), указываете нужду для построек в финикийских рабочих, особенно жителях города Сидона (евр. цидом - близ Ливана, Onomastic. 871) и просит дерева кедрового (ст. 6), кипарисового (ст. 8) и всякого рода мастеров по обработке дерева и металла (сн. VII:13; 2 Пар. II:6-7).

7-8. Слова благословения, влагаемые священным писателем в уста Xирама, - «благословен Иегова» (по 2 Пар. II:12: «благословен Иегова, Бог Израилев») не доказывают того, будто Xирам был прозелитом иудейства, как полагали старые толкователи: этого не знает история, и слова благословения Xирама представляют простой ответ на выражение Соломона веры в Иегову.

9. По 2 Пар. II:16, строевое дерево, нарубленное финикийскими рабочими, сплавлялось в плотах к приморскому городу Яффе или Иоппии (в колене Дановом, Нав. XIX:46), и отсюда принимали и доставляли в Иерусалим рабочие Соломона.

11. Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Xирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла («выбитого», евр. катит, ср. Исх. XXVII:20; XXIX:40, т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По 2 Пар. II:11 и И. Флав. Древн. VIII, 2, 8, между Соломоном и Xиравом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире.

13-14. Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: XII:4 сл. ): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами.

15-16. Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян - «пришельцев» (герим, 2 Пар. I:17; сн. Нав. XVI:10; Суд. I:27), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 Цар. и в 2 Пар., но общая цифра их получается одинаковая: по 3 Цар. V:16 - 3 300 чел. и по IX:23 - 556 чел.; по 2 Пар. II:16 - 3 600, по VIII:10 - 250 чел.; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 8500.

17-16. Камни не привозились из Ливана, а высекались в самом Xанаане; камни обделанные - евр. абне газит. термин газит - технический, означающий своеобразную древнееврейскую отделку камней, называемую «обделкой выпусками»: на всех краях лицевого фаса камня проходил лентообразный бордюр или выпуск, так что среднее поле камня несколько возвышалось над своими краями и для наблюдателя издали казалось как бы вставленным в рамку, и каждый камень так рельефно выделялся в общем фоне стены, что уже на значительном расстоянии можно было пересчитать (ср. Мк. XIII:1) все камни (Проф. Олесницкий, Святая Земля, Киев, 1875, т. I, с. 15-16. Его же. Ветхозаветвый храм в Иерусалиме Спб. 1889, 565-566). - «Гивлитяне» - жители финикийского города Гевал, греч. Γύβλος, близ древн. Сидона, теперь между Триполи и Бейрутом; в Иез. XXVII:9 жители его являются судостроителями, а здесь каменотесцы. Прибавка в тексте LXXи и славяно-русском в ст. 18: «три года» выражает правильную мысль, что подготовительные работы Соломон производил 3 первые года своего царствования, и уже в 4-й год (VI:1; 2 Пар. III:2) приступил к закладке здания (ср. блаж. Феодорит, вопр. 22). Эти подготовительные работы состояли, по И. Флавию, между прочим, в спланировании предназначенной для храма горы Мориа (2 Пар. III:1) при помощи огромных каменных глыб с землей, а также нарочито построенной стены у подошвы холма (Древн. XV, 11, 3).

 

НазадОглавлениеВперед