НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 4

1-19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21-34 (евр. V:1-14). Содержание двора Соломона; его чрезвычайная мудрость.

1. Вступительное замечание к перчню служащих Соломона (ср. 2 Цар. VIII:35).

2. В принятом тексте LXX (Αζαρίας υιός Σαδώκ) нет слова священника 'iereuV, евр. Когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника (Исх. XXIX:30; Лев. XXI:21 и др. ); но во многих текстах LXXи (44, У2, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав. -русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., - только сын Садока (священника или первосвященника). По 1 Пар. VI:9 (Eвp. V:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко (4 Цар. XV:33; Неем. III:4, 29; XIII:13).

3. «Писцы», соферим, γραμματει̃ς, scribae, ведали всю письменную часть двора, - письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. «Дееписатель» (гам), мазкир, αναμιμνήσκων, a commentariis, слав. напоминатель, вероятно, докладчик, канцлер. Вместе с «писцами» ведал государственный архив.

4. Ванея, ср. II:35. - Удаленный Соломоном Авиафар (II:26-27) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что «Соломон отнял у Авиафара начальство (αρχή), но не лишил его священства (ιερωσύνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству» (блаж. Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

5. Азария и Завуф - сыновья не пророка Нафана, а сына Давидова Нафана (2 Цар. V:14), следовательно, племянники Соломона (Принятый т. LXX: Όρνία, но кодд. XI, 44, 55, 56, 64, 71-74, 106, 119, 121, 121, 134, 144, 158, 245, 246, 247. Compl: Αζαρίας). Первый был начальником провинциальных «приставников» (ниже, ст. 7-19); второй (называемый в евр. т. коген, священником, вероятно, в том широком смысле, в каком употреблялось иногда это название: 2 Цар. VIII:18), носил титул «друг царя», какой при Давиде носил Xусий (2 Цар. XV:37; XVI:11).

6. «Ахисар - начальник над домом (царским)»: должности этого, так сказать, министра двора, не было при Давиде (ср. 2 Цар. VIII:16-18; XX:23-26); усложнившееся домоправление Соломона и последующих царей (ср. XVIII:3; 4 Цар. XVIII:18; Исх. XXII:28) вызвало учреждение этой должности. Далее у LXX и слав. есть прибавка против т. евр.: Ελιάβ υιος Σαφ(ατ) επί τη̃ς πατρίας, слав. Елиав, сын Сафатов над отечеством, может быть, отряд телохранителей. Надсмотрщик за податями и общественными работами упоминается и ранее - при Давиде (2 Цар. XX:24), и позже - при Ровоаме (3 Цар. XII:18: Адорам, как и в 2 Цар.; сн. 2 Пар. X:16: Гадорам); неизвестно, одно ли лицо разумеется во всех трех случаях.

7. Для содержания царя и многочисленного придворного штата его требовалось обложить население страны натуральной податью, самой обычной на Востоке (напр., в Персии). Этой податью заведовали особые «приставники», ниццавим, καθεστάμενοι, praefecti (у И. Флав. ηγεμόνες καί στατηγοί). Не ясно, были ли они собственно областеначальниками, так что снабжение царя и двора его продовольствием было лишь одной из функций их деятельности, или последняя имела более узкий круг. Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (8-19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 - по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» - Давид - 1 Цар. XX:27, 30; XXII:7, 9; «сын Тимеев» - Вартимей - Мк. X:46). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. υιός, сын. Из того, что двое из приставников - Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона - женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона.

8. «Гора Ефремова» (Нав. XVII:15; XIX:50; Суд. VII:24; XIX:16) - одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее (Иер. L:19). В переводе LXXи и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ει̃ς, един.

9. Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом (Нав. XIX:42-43; XXI:16. См. Onomastic. 663). Вефсамис - левитский город в Иудином колене (Нав. XV:10), близ филистимской границы (1 Цар. VI:9 сл. ), теперь Ain-Sems.

10. Арюбоф - нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо (Нав. XV:48-49), и Xефер (Нав. XII:17), Ογερ, Epher., слав. земля Оферова, - на юге Иудина колена.

11. Нафаф-Дор (Нав. XI:2; XII:23), назначенный в удел Манассиину колену (Нав. XVII:11), но не занятым им (ibid. 12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость (1 Мак XV:11-14), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Древн. XV, 5, 3).

12. Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением - долиной Веф-Сана. Фаанах - прежде столица одного из хананейских царей (Нав. XII:21), теперь Ta'anak, лежащий к югу (на 11/4 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии, Суд. I:27; V:19; Нав. XVII:11; 1 Пар. VII:29). Мегиддо (LXX: Μαγεδδώ(ν)), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо (IX:15). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) - в Манассиином колене (Нав. XVII:11, 16; Суд. I:27; 1 Цар. XXXI:10), греч. Σκυθόπολις; (Скифополь) или Νύσσα - при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. Иудиф III:10; 2 Мак XII:29; Иуд. Война II, 18, 1, 3, 4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола (Суд. VII:22), родина пророка Елисея (3 Цар. XIX:16), а также Иокмеам (1 Пар. VI:53) - по LXX: Μαεβέρ-Λουκάμ, слав. Маевер Лукам.

13. Шестой округ - в Заиорданье; средоточие его - город Рамоф Галаадский или Мицпа (Нав. XIII:26; Суд. X:17; XI:29) - левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан - одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской (Ис. II:13; XXXIII:9; Иер. L:19; Наум I:4), позже Батанеф (Onomostic. 224). Аргов в Васане, см. Втор. IV:4, 13, 43; Нав. XIII:30; 4 Цар. X:33; Мих. VII:14.

14. Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, - город Маханаим (Быт. XXXII:22; Нав. XIII:26, 30; 2 Цар. XVII:24, 27), его сближают с нынешним Birket-Mahne.

15. Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (Ахимаас, ср. 1 Цар. XV:27 сл. ).

16. Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова (Втор. XXXIII:24); Xусий, может быть, одно лицо с другом Давида Xусием (2 Цар. XV:32 сл. ).

17. Десятый округ - в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге (Нав. XIX:17 сл. ), между морем Тивериадским и долиною Изреель.

18. Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге.

19. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана - в Галааде; Галаад - в обширном смысле (как и в Чис. XXXII:29; Нав. XXII:9; Суд. X:8; XX:1; 2 Цар. XXIV:6 и др. ), за исключением упомянутых в 13-14 ст. городов. (В принятом тексте LXX-ти: Gad, но во многих кодд.: Γαλαάδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. Чис. XXI:21 сл., 33 сл. сн.; Втор. II:30 сл.; III:1 сл.

20. Образ для гиперболы множества Израиля встречается еще в Быт. XXII:17; XXXII:12; изображение счастья евреев при Соломоне напоминает соответствующее выражение Втор. XIV:26.

Ст. 21-34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXXи имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21-24, евр. V:1-4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат (Быт. XXXI:21; Исх. XXIII:31; Чис. XXII:5; Нав. XXIV:2; Пс. LXXI:8; Мих. VII:12). Земля Филистимская и пределы Египта являются другой, юго-западной границей Палестины, как Евфрат - северо-восточной. Типсах, LXX: Φάψα, слав.: Фапса (евр. слово переход), - большой город на за западном берегу Евфрата, служивший станцией для караванов. Газа, евр. Azzah, ассир. Hazzatu, у Геродота Καδύτις; (II, 59; III, 6) - один из пяти городов филистимского побережья (Суд. XVI:1, 21; 1 Цар. VI:17; 4 Цар. XVIII:8 и др. ). - Выражение ст. 24 (Eвp. V:4) ебер ганнагар. , LXX: πέραν του̃ ποταμου̃, Vulg.: trans flumen, слав.: об он пол реки, - с точки зрения жителей Палестины, лежащей к западу от Евфрата, означает обычно восточные страны за Евфратом (Нав. XXIV:2, 14; 2 Цар. X:16; 3 Цар. XIV:15; Ис. VII:20), здесь же это название относится к западно-евфратским странам (западн. Сирия, Палестина, Филистия). Отсюда некоторые исследователи заключали, что писатель 3 Цар. жил в Вавилонии, за Евфратом (в таком же значении упомянутое выражение употреблено в 1 Езд. VIII:36; Неем. II:7, 9; 1 Мак VII:18). Возможно однако, что выражение это, получившее начало в плену, впоследствии употреблялось без строгой географической точности. - Громадное количество продовольствия двора Соломонова, изумительное с первого взгляда, становится понятным ввиду чрезвычайкой многочисленности придворного штата Соломона (по некоторым = 10 000 чел., ср. блаж. Феодор, вопр. 16). Подобные цифры встречаются в описании стола Кира и Александра Македонского, а в наше время - турецкого султана (Philippson, 510-511). Кор. (LXX: κόρος, Vulg.: «corus») иначе «хомер» - самая большая древнееврейская мера сыпучих тел, из 10 еф (Ис. V:10; Ос III:2; Лев. XXVII:16; Чис. XL:32 и др. ); по И. Флав. (Древн. XV, 9, 2) равна 10 аттическим медимнам. На нашу меру - около четверти или 8 четвериков (см. Д. Прозоровский, Библейская метрология, «Странник», 1863 г., апр., с. 13. По проф. Гуляеву, с. 203, около 18 четвериков). «Откормленных птиц» (евр. барбурим аоусим): толкователи разумеют фазанов, гусей или уток, наконец, перепелов.

25. (Евр. V:5). Образное изображение мирного быта евреев при Соломоне (ср. 4 Цар. XVIII:31) имеет основу в действительном устройстве восточного дома, во дворе которого обычно находились деревья, виноградные и смоковничные; впрочем, идиллия эта недоказывает того, что Израиль и при Соломоне оставался народом земледельческим: напротив, теперь именно началась у евреев торговля (IX:28; X:11, 22, 28-29). - «От Дана до Вирсавии» - с севера Палестины до южного предела ее (Суд. XX:1; 1 Цар. III:20; 2 Цар. III:10; XVII:11). Конечно, из этой картины народного довольства заимствованы были пророками черты месианского царства (Мих. IV:4; Зах. III:10).

26. 40 000 стойл для коней (урот сусим, Vulg.: «praesipia equorum»; а LXX, слав. иначе: τοκάδες, «кобылиц»), вероятно, ошибочная цифра: по X:26, - 1 400 колесниц, след., и стойл было около того.

27-28. Частнее говорится о том, что доставляли двору Соломона «приставники» (ст. 7 сл. ). - «На место, где находился царь»: евр. т. не имеет последнего слова, вставляемого LXX, Vulg., слав. -русск. Вставка не имеет оснований: нельзя предположить, что царь в своих путешествиях по стране перевозил с собою и весь штат придворный и всю конницу; по X:26 и по И. Флав. (Древн. VIII, 2, 3), конница была размещена по отдельным городам. Умножение коней и колесниц у Соломона шло явно вразрез с нарочитым запрещением закона (Втор. XVII:16).

29-34. Доселе была речь об органах правления Соломона и внешних чертах его быта. Теперь говорится о самом Соломоне и его чрезвычайной мудрости - не в смысле только практической, напр., судейской мудрости (ср. III:16 сл. ), но и в смысле религиозной мудрости жизни (хокма), остроты, проницательности разумения (тебуна), широты умственного кругозора (рохав-лев) - способности обнимать умом самые разнородные предметы. Мудростью Соломон превосходил всех «сынов востока» (бене-кодем, Vulg.: «orientalium»; LXX, слав.: αρχαίων ανθρώπων, «древних человек»; так и И. Флав., но сопоставление «древних» и Египта было бы неуместно): восточные племена: арабские, сирские, халдейские, славились своей приточной мудростью (Иер. XLIX:7; Авд 9; Варух III:22-23); Египет славился естествознанием, и мудрость его в этом отношении вошла в поговорку (Ис. XIX:11; Деян. VII:22; И. Флав.: Древн. VIII, 2, 5). - Из самого народа еврейского «в то время славились некоторые мудростию; почему писатель упомянул о них, назвав поименно» (блаж. Феодорит, вопр. 17), таковы: «Бефан (LXX: Γαιθάν, слав.: «Гефан»), Еман, Xалкол и Дарда». Все эти лица (с добавлением некоего Зимри) названы в 1 Пар. II:6 сыновьями Зары (евр. Зерах, откуда и название Емана и Ефана - Езрахитяне). Ефан и Еман были левиты - певцы (1 Пар. XV:17-19), кроме того, надписание имени первого стоит в заголовке Пс. LXXXVIII (Евр. 89), а второго - Ис. LXXXVII (Евр. 88). Вероятно, певцами и поэтами были и Xалкол и Дарда. В соответствии с тремя названными категориями мудрецов стоит указание произведений мудрости Соломона: 1) притчи, 2) песни и 3) произведения по естественной истории. Притча, евр. «машал», греч. παραβολή, παροιμία - краткое выразительное изречение, сжато выражающее мысль, применимую ко многим случаям жизни, - изречение, имеющее большей частью дидактическую цель (Притч. I:1-8; X:1; XXV:1; XXVI:7, 9; Еккл. XII:9; Иов XIII:12; XXVII:1). Круглое и определенное число Соломоновых притч 3000 показывает, что они были записаны в книгу, но библейская книга Притчей (Мишле) Соломоновых может заключать лишь незначительную часть всех притчей Соломона (в кн. Притчей всего 915 стихов), следовательно, остальные не сохранились. Еще менее сохранилось из песней (шир, ωδή, carmen) Соломона, которых было 1005 (по LXX слав. - 5000): кн. Песнь Песней (шир-га-ширим) представляет Соломона действующим лицом, а не есть чисто лирическое произведение его вдохновения; принадлежность Соломону надписываемых его именем псалмов LXXI и CXXVI (евр. 72 и 127) оспаривается на том основании, что надписание это указывает не на авторство Соломона, а на посвящение их ему (в новое время толкователи считают Соломона писателем песней II и CXXXI). Во всяком случае, Соломон заявил себя творчеством в двух основных типах древнееврейской поэзии: дидактической (машал) и лирической (шир). Но мудрость Соломона выразилась не только в духовном, религиозно-нравоучительном творчестве, но и в естествоведении - сведениях по ботанике и зоологии. В первой - «от кедра до иссопа» (еzоb, ύσσωπος, ср. Исх. XII:22; Лев. XIV:4, 6; Чис. XIX:6, 18; Пс. L:9; в рассматриваемом месте, может быть, мох); во второй - о всех четырех категориях животного царства, признававшихся древними евреями: четвероногих, птицах, пресмыкающихся, рыбах (см. Быт. VI:20; VII:8). Так, «Соломон описал свойства и силы трав, деревьев и даже бессловесных животных. Отсюда весьма многое заимствовали и написавшие врачебные книги, написанное Соломоном приняв для себя первым источником» (блаж. Феодорит, вопр. 18). Конечно, точные размеры знаний Соломона по ботанике и зоологии неизвестны (ср. Притч. VII:17). Приписываемое Соломону И. Флавием (Древн. VIII, 2, 5) искусство входит в общение с демонами на пользу людям, а также заклинания и волшебные формулы с именем Соломона (Иуд. война I, 32, 2; II, 6, 3; VII, 6, 3) относятся уже к области мифологии, нашедшей полное развитие в Талмуде (тракт. «Гиттин») и затем в Коране (гл. 27, ст. 15 сл.: по Корану, Соломон понимал язык демонов, зверей, птиц, муравьев). Вся вообще мистическая литература Востока ставила себя в генетическую связь с именем Соломона. Мудрость Соломона привлекала к нему не только соотечественников, но и иноземцев, даже царей, как царица Савская (ст. 34, сн. X:1).

 

НазадОглавлениеВперед