НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 1

Плачевная песнь Давида по случаю гибели Саула и Ионафана.

1. См. 1 Цар. XXX.

4. См. 1 Цар. XXXI.

7-10. Подробности, не отмеченные в 1 Цар. XXXI.

14-16. Ср. 1 Цар. XXIV:1-4; XXVI:1-24.

18. И повелел научить сынов Иудиных луку. Словом «лук», по объяснению Calmet, была названа нижеприведенная плачевная песнь Давида по случаю смерти Саула и Ионафана, лук и меч которых «не возвращались даром - без крови раненых, без тука сильных» (22 ст. ).

Книга Праведного - одна из утраченных священных записей евреев. Помимо Книги Праведного, к числу утраченных древнееврейских книг, цитируемых в Ветхом Завете, относятся: 1) Книга Завета (Исх. XXIV:7); 2) Книга браней Господних (Чис. XXI:14); 3) подлинные Записи пророков Самуила, Нафана, Гада, Семея, Адды, Ахии, Иоиля (1 Пар. XXIX:29; 2 Пар. IX:29; XII:15; XIII:22; XX:34); 4) подлинники Летописей деяний Соломона и царей Иудейских и Израильских (см. предисловие к книгам Царств); 5) Записи Xозая (2 Пар. XXXIII:19); 6) Деяния Озии (2 Пар. XXVI:22); 7) отдельная запись 3000 притчей, 1005 песней и сведений по естествознанию царя Соломона (3 Цар. IV:32-33); 8) некоторые из рукописей пророка Иеремии (2 Мак II:1); 9) Летописи Иоанна Гиркана (1 Мак XVI:24); 10) пять книг Иасона Киринейского (2 Мак II:24).

 

ГЛАВА 2

Воцарение Давида в Xевроне, над коленами Иуды и Симеона. - Воцарение Саулова сына Иевосфея над остальными еврейскими коленами. - Распря между домом Саула и домом Давида.

1-4. Смерть Саула и его сына Ионафана создала обстоятельства, при которых стало возможным исполнение определения Божия через Самуила: быть Давиду царем над Израилем. Впрочем, воцарение Давида над Израилем совершилось не сразу. Давид был признан царем сначала одним лишь коленом Иуды (и Симеона).

Об Ахиноаме и Авигее см. 1 Цар. XXV:40-44.

И донесли Давиду, что жители Иависа Галаадского погребли Саула. См. 1 Цар. XXXI:11-13.

5-7. Отдавая жителям Иависа Галаадского дань благодарности и уважения за их верноподданнические чувства к Саулу, Давид вместе с тем сообщает им, что наследником этих чувств отныне является он, Давид, уже воцарившийся в Xевроне.

Неизвестно, как отнеслись бы к этому предложению жители Иависа, а с ними и все восточное Заиорданье, если бы не подоспело противоположное влияние Саулова полководца Авенира, который выдвинул права сына Саула - Иевосфея.

8-11. Долговременное скитание Давида в пределах соседних языческих народов в значительной степени ослабило ту популярность, которой он пользовался среди евреев в период своих блестящих столкновений с неприятелями народа. Народ стал забывать о Давиде. А те, кто помнили или слышали о нем, уже не восторгались им, видя его в стане своих исконных врагов - филистимлян (1 Цар. XXVII-XXVIII). Предприимчивый и отважный полководец Саула Авенир воспользовался этим обстоятельством: указал, по всей вероятности, на тягостный гнет (после неудачной битвы, 1 Цар. XXXI) филистимского ига, кажущуюся двусмысленность поведения Давида и без особого труда убедил израильтян признать над собой царем младшего сына Саулова - Иевосфея, обещая, со своей стороны, полную готовность выступить под знаменами нового царя против поработителей еврейского народа филистимлян, успевших утвердиться к этому уже в большей части западного Заиорданья.

Маханаим - город в средней части восточного Заиорданья, к югу от Иависа Галаадского.

Галаад - близлежащие области восточного Заиорданья.

Вместо Ашур некоторые читают Ассир.

Чтобы не остаться царем только в Xевроне, Давид должен был принять активные меры против ставленника Авенира - Иевосфея. Военным представителем и защитником прав Давида явился его полководец Иоав.

12. Гаваон - город Вениаминова колена, соседнего с коленом Иуды. Появление войск Авенира в ближайшем соседстве с царством Давида отнюдь не говорило в пользу мирных стремлений Иевосфеева полководца. Вполне допустимо то предположение, что, воцарив Иевосфея над Израилем, Авенир задумал привлечь к нему и Иуду. Чтобы не допустить Авенира приблизиться к колену Иуды, навстречу ему вышел Иоав.

14. На основании 18-22, 26 ст. можно заключать, что Авенир не настаивал на кровопролитном бое. Вместо боя Авенир предлагает устроить незначительный воинский поединок, чтобы определить, кто из противников должен оставить свои позиции и удалиться.

15-17. Устроенный по совету Авенира поединок не решил, однако, спорного вопроса, так как все участники этого поединка остались мертвыми на поле состязания. Между тем разгоревшиеся страсти сторон не ждали, а уже требовали этого решения, и притом сейчас же. Произошло кровопролитное сражение.

Xелкав-Xаццурим, - по тексту Вульгаты: «Аger robustorum"; по тексту 70-ти: «Μέρις επιβούλων».

23. Смерть Асаила делала Авенира личным врагом Иоава, обязанного, по понятиям того времени, отомстить убийце кровавой расправой с ним или его ближайшими родственниками (см. III:27, 30).

27. Если бы ты не говорил иначе. См. ст. 14.

29. Битрон - область в восточном Заиорданье.

 

НазадОглавлениеВперед