1. Пребывание Давида в стане филистимлян и его мнимое служение интересам последних (XXVII гл. ) внушало врагам евреев надежду на успех затеянного ими предприятия.
2. Ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. Осторожный ответ Давида был истолкован Анхусом в благоприятном для себя смысле.
3. На вопрос о том, «почему священный писатель, написав выше (XXV:1) о кончине пророка Самуила, снова упоминает о ней», блаж. Феодорит отвечает: «Намереваясь повествовать о волшебнице (вызвавшей тень Самуила), он вынужден был упомянуть и о смерти Самуиловой» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар., вопр. 62).
4. На этот раз филистимляне вторглись в землю евреев не по прямому пути - в ее южную часть, где тотчас могли встретить войско Саула, а сделали обход к северу и проникли в долину Ездрилонскую, наиболее удобную для действия их конницы.
Сонам - город Ездрилонской долины.
Гелвуй - гора к югу от Сонама.
5. Крепко дрогнуло сердце его. «Это был уже не тот Саул, который не знал страха на войне и не считал количества врагов своих. Года, житейские треволнения, болезнь и сознание затаенного недовольства и недоверия подданных сломили его дух, подорвали веру в себя» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 118).
7. Сыщите мне женщину волшебницу. Ср. конец 3 стиха. Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя.
Аэндор - на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором.
9. См. конец 3 стиха.
12. Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка - еврейский царь Саул.
13-14. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар., вопр. 63).
16. Сделался врагом твоим, т. е. перестал быть благосклонным к тебе.
17. См. XIII:8-14; XV; XVI.
18. См. XV.