НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 33

Благословение Моисея израильскому народу.

2. Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан.

3. Ср. Исх. ХIX:5–8.

5. «И он (Моисей) был (как бы) царь израиля, когда (вокруг него) собирались главы народа вместе с коленами израилевыми».

6. В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, — замечает св. Ефрем Сирин, — потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи (Чис. XXV:9), которые, — за грехи его, — поражены были язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых, за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых, за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмона, и убил его» (Толк. на кн. Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы.

В греческом тексте перевода LХХ имя Симеона не опущено.

7. «Приведи его к народу его», как вождя и защитника, огражденного помощью свыше.

8. «На святом муже Твоем (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем) в Массе (Исх. ХVII:1–7), с которым Ты препирался при водах Меривы» (Чис. ХX:1–13, 22–24).

9–10. Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и в народе.

12. В выражении «и Он покоится между раменами его» некоторые комментаторы видят предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина, на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горы.

19. Под «сокровищами, сокрытыми в песке», разумеют: 1) богатство, добываемое путем земледелия; 2) богатство, добываемое путем изготовления стекла, известного с глубочайшей древности в Египте, Финикии и др. странах; 3) богатство, добываемое путем торговли пурпуровыми раковинами, встречавшимися на финикийском побережье.

21. Гад «избрал себе начаток земли», т. е. (вместе с Рувимом и полуколеном Манассии) получил прежде других колен причитавшийся ему надел земли (в пределах первых завоеваний израиля). «Там (в Восточном Заиорданье) почтен уделом от законодателя».

«И пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с израилем», т. е. исполнил все то, что было предъявлено ему как непременное условие при даровании земельного надела (Чис. XXXII; Втор. III:12–20; Нав IV:12; XXII:1–9).

22. Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян.

23. «Море и юг во владении его». Под именем моря нужно разуметь море Киннерет, т. е. Гениссаретское озеро. В слове «юг» многие из комментаторов видят указание на роскошный южный климат и богатую растительность окрестностей Гениссаретского озера.

24–25. «Окунет в елей ногу свою; железо и медь — запоры твои» Образное указание на материальное благоденствие Асира: «богатство его будет умножаться с каждым днем».

28. Ср. Чис. XXIII:9. «Израиль живет безопасно, один», находясь «под мышцами» божественного Промысла (ст. 27, 29).

 

НазадОглавлениеВперед