НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 14

Запрещение нарезов на теле и выстригания волос в знак траура, по обычаю язычников. — Повторение закона о чистых и нечистых животных. — О второй десятине.

1–2. Лев. XIX:27–28; XXI:5. Воспрещается делать нарезы на теле и выстригать волоса в знак скорби по умершем, как то делали язычники (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор. вопр. 13), напр., язычники-арабы делали это в честь бога Оротала. О сбривании волос и порезах в знак траура говорят: Геродот (III:8), Цицерон (De legib. II:25) и др. Из 28 ст. XVIII гл. 3 кн. Цар. узнаем, что жрецы Ваала имели обычай делать нарезы на теле в знак усиленной печали и усиленного моления.

3–20. Ср. Лев. XI. Орикс (ст. 5) — род антилопы. Камелопард — жираф.

21. Ср. Лев. XVII:15; XXII:8. По сравнению с 15 ст. XVIII гл. кн. Лев., 21 стих XIV гл. кн. Втор. допускает некоторое снисхождение лишь в отношении «иноземца, который случится в жилищах израиля» и который не принадлежит к числу «святых» членов богоизбранной общины.

Выражение: «не вари козленка в молоке матери его» (ср. Исх. XXIII:19) можно сопоставить с выражениями: «ни коровы, ни овцы не закалайте в один день с порождением их» (Лев. XXII:28); «если попадется птичье гнездо, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Втор. XXII:6). Взятые вместе с другими пунктами («не паши на воле и осле вместе», Втор. XXII:10; «не заграждай рта волу, когда он молотит», Втор. XXV:4 и т. п.), они характеризуют гуманное отношение Моисеева законодательства даже к неодаренным высокими духовными силами живым созданиям, служащим на пользу человеку.

22–29. См. пр. к 6–14, 17–19, 26–27 ст. XII гл. кн. Втор.

 

НазадОглавлениеВперед