НазадОглавлениеВперед

ГЛАВА 25

Блужение израильтян в Ситтиме. — Поражение согрешивших. — Религиозная ревность Финееса. — Возвращение милости Божией к народу. — Повеление о мадианитянах.

1–3. «Ситтим» (Абель-Ситтим) — поле акаций.

Упоминается в 49 ст. XXXIII гл. кн. Чис. и в 1 ст. II:1 ст. III гл. кн. Нав.

Сладострастные оргии входили в число обрядов поклонения некоторым божествам халдейской религии, распространившейся в Финикии и Ханаане.

Зная грубочувственный характер еврейского народа, Валаам не сомневался, что вожделения (Чис. XXVI:16; см. И. Флав., Древн. IV:6) чувственных удовольствий заставят израильтян забыть Иегову и соблудить в честь богов иных. «И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и прилепился Израиль к Ваал-Фегору».

4. «Всех начальников народа», согрешивших жертвами и блудом в честь языческого божества, «повесь пред солнцем», т. е. в промежуток времени до захода солнца: по закате солнца тела повешенных должны по закону убираться (Втор. XXI:22, 23).

5. «Судьям Израилевым» — начальствующим лицам в израильских коленах.

8. «Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников (Лев. XX:2; Втор. XIII:8, 9). «Право ревнования» — jus. zelotyparum — признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин. II:14, 17).

«И прекратилось поражение сынов израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.

9. Апостол Павел считает (1 Кор. X:8) погибших не 24, а 23 тысячи, держась иудейского предания, по которому тысяча людей умерли не от «язвы», а от меча по приговору Моисея и судей.

13. До первосвященника Илия первосвященство непрерывно находится в потомстве Финееса, сына Елеазара, сына Ааронова. При Илии первосвященство временно переходит из дома Елеазара в дом Ифамара (что Илий был из дома Ифамара, — доказывается тем, что в 27 ст. II гл. 3 кн. Цар.. удаленный от первосвященства Авиафар назван потомком Илия; в 17 ст. VIII гл. 2 кн. Цар. Ахимелех назван сыном Авиафара, а в 3 ст. XXIV гл. 1 кн. Пар. тот же Ахимелех называется потомком Ифамара); но при Соломоне первосвященник Садок вновь возвращает первосвященство дому Финееса. Потомство Садока дает израилю первосвященников вплоть до Вавилонского плена.

Предание прибавляет, что (с кратким перерывом при Илии, а потом — при Давиде) потомство Финееса священнодействовало до времен самого великого Первосвященника (Властов).

18. «За Фегора», т. е. за блужение в честь Ваал-Фегора.

 

НазадОглавлениеВперед