Самым ранним разделением Библии, идущим из времен первенствующей христианской Церкви, было разделение ее на две, далеко не равные части, получившие название Ветхого и Нового Завета.
Такое разделение всего состава библейских книг обусловлено было их отношением к главному предмету Библии, т. е. к личности Мессии: те книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали, вошли в состав «Ветхого Завета», а те, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения и изложению основ учрежденной Иисусом Христом и Его святыми апостолами Церкви, образовали собой «Новый Завет».
Все эти термины, т. е. как самое слово «завет», так и соединение его с прилагательными «ветхий» и «новый», взяты из самой же Библии, в которой они, помимо своего общего смысла, имеют и специальный, в котором употребляем их и мы, говоря об известных библейских книгах.
Слово завет (евр. — berit, греч. — διαθήκη, лат. — testamentum), на языке Священного Писания и библейского употребления, прежде всего, значит известное постановление, условие, закон, на котором сходятся две договаривающиеся стороны, а отсюда уже — самый этот договор или союз, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, скрепой, как бы печатью (testamentum). А так как священные книги, в которых описывался этот завет или союз Бога с человеком, являлись, конечно, одним из лучших средств его удостоверения и закрепления в народной памяти, то на них весьма рано было перенесено также и название «завета». Оно существовало уже в эпоху Моисея, как это видно из 7 ст. 24 гл. кн. Исхода, где прочитанная Моисеем еврейскому народу запись Синайского законодательства названа книгой завета (сёфер хабберит). Подобные же выражения, обозначающие собой уже не одно Синайское законодательство, а все Моисеево Пятикнижие, встречаются и в последующих ветхозаветных книгах (4 Цар. 23:2–21; Сир. 24:25; 1 Мак. 1–57). Ветхому же Завету принадлежит и первое, еще пророчественное указание на Новый Завет, именно, в известном пророчестве Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31:31).
Впоследствии термин Новый Завет неоднократно употреблялся самим Иисусом Христом и святыми Его апостолами для обозначения начавшейся истории искупленного и облагодатствованного человечества (Мф. 26:28; Мк.. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25; 2 Кор. 3:6 и др.), откуда он перешел и на священные книги, написанные в этот период.
Наименование Ветхий Завет в приложении к определенным книгам ведет свое начало от особенно ясного свидетельства Апостола Павла: но умы их (евреев) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2 Кор. 3:14).
В составе «Ветхого Завета» Православная Церковь, как мы уже говорили выше, насчитывает 38 канонических и 9 неканонических книг, отличаясь этим от церкви Римско-Католической, насчитывающей в своей Вульгате 46 канонических книг (у них считаются канонич. Товит, Иудифь, Премудрость Соломона и 2 кн. Маккавейские).
Что касается, наконец, самого порядка расположения книг «Ветхого Завета», то здесь замечается довольно резкое различие между еврейской Библией, с одной стороны, и греческим переводом LXX переводчиков, а отсюда и нашей славяно-русской Библией, с другой стороны. Для уяснения этой разницы необходимо знать, что древние евреи делили свои книги не столько по однородности их содержания (как LXX и слав.-рус.), сколько по степени их значения и важности. В этом смысле они все ветхозаветные книги делили на три группы: «закон» («тора»), «пророки» («небиим») и «агиографы» («кетубим»), подчеркивая особенно значение двух первых групп, т. е. «закона» и «пророков» (Мф. 5:17; 7:12; 22:40).
У нас же теперь вслед за LXX переводчиками и Вульгатой принято другое деление, по характеру самого содержания ветхозаветных книг, на четыре следующие группы: 1) книги законоположительные; 2) исторические; 3) учительные и 4) пророческие. Такое расположение и деление книг в еврейской и славяно-русской Библиях всего виднее будет из следующей таблицы:
Еврейская Библия |
Славяно-русская Библия |
||||
Закон (тора) |
Бытие |
Законоположит |
Бытие |
||
Исход |
Исход |
||||
Левит |
Левит |
||||
Числ |
Числ |
||||
Второзаконие |
Второзаконие |
||||
Пророки (небиим) |
главные или раннейшие «ризоним» |
Иисус Навин |
Исторические |
Кн. Иисуса Нвина |
|
Судей |
Кн. Судей Изр. |
||||
1и2 кн. Самуила |
Руфь |
||||
1и2 кн. Царств |
Первая Царств |
||||
позднейшие «ахароним» |
великие пророки |
Исаия |
Вторая Царств |
||
Иеремия |
Третья Царств |
||||
Иезекииль |
Четвертая Царств |
||||
малые пророки |
Осия |
Перв. Паралипом. |
|||
Иоиль |
Вторая Паралипом. |
||||
Амос |
Первая Ездры |
||||
Авдий |
Книга Неемии |
||||
Иона |
Вторая Ездры |
||||
Михей |
Учительные |
Товит |
|||
Наум. |
Иудифь |
||||
Аввакум |
Есфирь |
||||
Софония |
Иова |
||||
Аггей |
Псалтирь |
||||
Захария |
Притчи Соломона |
||||
Малахия |
Екклезиаст |
||||
Агиографы (кетубим) |
Псалмы |
Песнь Песней |
|||
Притчи Соломона |
Прем.. Соломона |
||||
Иов. |
Пр. Иис. сына Сир.. |
||||
Песнь Песней |
Пророческие |
Книга пр. Исаии |
|||
Руфь |
Книга пр. Иеремии |
||||
Книга Плач |
Плачь Иеремии |
||||
Екклезиаст |
Послание Иеремии |
||||
Есфирь |
Книга пр. Варуха |
||||
Даниил |
Иезекииль |
||||
Ездра |
Даниила |
||||
Неемия |
12 мал. прор |
||||
1 и 2 Паралипом. |
три кн. Макав. и 3-я кн. Ездры |