Выступление Митрополита Омского и Таврического Владимира на научно-практической конференции «Революция и гражданская война в России: осмысление столетия»

image_print
заставка

Выступление состоялось 24 октября 2017 года в Омской духовной семинарии

НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК ПРОШЛОГО

Уважаемый господин министр!

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Столетие Октябрьской революции, которое приходится на нынешний, 2017-й год, ставит перед нами, перед Русской Православной Церковью, перед всем российским народом множество сложных и болезненных вопросов.

Чем была эта революция? Как она могла случиться?

Как получилось, что более чем через девятьсот лет после Крещения Россия оказалась отброшена обратно в дохристианскую тьму? Как в стране, большая часть жителей которой исповедовала Православие, на земле просиявшей именами великих Христианских святых и подвижников, к власти смог придти один из самых богоборческих режимов? И не просто придти, но удерживаться более семидесяти лет!

И, наконец, почему, хотя с падения коммунистической власти прошло более четверти века, оценки этого режима в обществе настолько разнятся, порой до полной противоположности?

Все это – сложные, мучительные вопросы, которые продолжают не только тревожить российское общество, но и разделять его на разные лагеря, провоцируя в нем новые конфликты и расколы. Даже внутри нашей Церкви нет единодушия в оценке революции 1917 года и ее последствий.

Вместе с тем, как совершенно справедливо заметил историк Феликс Разумовский, «…наша Православная Церковь, наше православное сообщество должны иметь по поводу 1917 года внятную историческую концепцию. А на её основе – аргументированную позицию. Ведь есть позиция коммунистов, есть позиция российских либералов. Кстати, эти позиции довольно схожи, прежде всего, приматом политических и экономических сторон общественной жизни. Для православного сознания это неприемлемо».

Действительно, многие верующие и даже некоторая часть духовенства считают, что революция была не только неизбежной, но что она была нужна России, и что она имела и немало положительных последствий; что благодаря революции Россия стала индустриально развитой, началось большое строительство, были одержаны многие военные победы, благосостояние простого народа выросло…

Никто, разумеется, не собирается отрицать все те успехи, которые были достигнуты в советское время. Но, если мы стоим на Христианской точке зрения, если мы смотрим на историю так, как нас учат Евангельские Заповеди, вся история Церкви, – то мы должны понимать, что сами по себе успехи и достижения не имеют никакой ценности. Необходимо помнить, что Христианство – не религия успешных, упоенных своими достижениями людей; это и не религия успешных, достигших экономического и политического превосходства народов. Мы помним слова Господа Иисуса Христа: …что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16,15). Христианство – это вера тех, кто стремится к внутреннему совершенству, а не к внешним успехам и почестям; тех, кто одерживает победы прежде всего над собой и над своими страстями, а не над политическими или классовыми противниками. Разве при римских императорах, которые гнали христиан, не одерживались военные победы, не шло большое строительство, не богатело государство? Например, при кровавом Нероне Рим был полностью отстроен в камне и благоустроен. При императоре Марке Аврелии, другом, не менее жестоком враге веры Христовой, римские войска одерживали значительные победы, а сам Марк Аврелий имел славу выдающегося мудреца и философа… Если возьмем другой пример – нечестивых византийских императоров-иконоборцев Льва Исавра и его сына Константина Копронима, то Византия при них тоже не раз побеждала в военных сражениях. Если обратимся к русской истории, то, конечно, нельзя не вспомнить фигуру Петра I, при котором Церковь всячески притеснялась и была вытеснена на обочину общественной жизни. Не случайно уже после Октябрьской революции Петра стали называть «первым большевиком».

Величие в Христианском понимании и величие в смысле светском могут очень сильно различаться между собой. Да, в истории бывали великие правители, которые были одновременно и ревнителями Христианской веры: равноапостольный император Константин Великий, равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси, благоверный князь Александр Невский, царица Грузинская Тамара… Эти и многие другие правители, прославленные Церковью в лике святых, даны нам как примеры государственной мудрости, основанной на Христианских идеалах. Их жизнь и государственная деятельность были доказательством того, что не только в убогой монашеской келье или скромном причтовом доме можно стяжать святость – но и под позолоченными сводами дворца, находясь на вершине государственной власти. Эти люди, эти правители тоже имели недостатки и грехи – ибо безгрешен Один Господь наш Иисус Христос. Государства же, которыми они управляли, тоже не были совершенными – ибо совершенно только Царство Божие, Небесный Иерусалим. Но эти правители стремились жить и управлять по Заповедям Господним, строить государственную жизнь на основе Христианского Учения. А там, где есть такое стремление, там и Господь помогает, защищая такой народ от внешних врагов, умиряя внутренние раздоры и подавая ему достаточные материальные блага. Ибо, как писал святой апостол Павел: Бог … силен обогатить вас, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2Кор.9,8).

Именно этот путь – путь постепенного воплощения в обществе Христианских идеалов, путь добрых дел, смиренномудрия, нестяжательности, любви к ближнему, соборности – есть подлинный путь народа Христова. Ведь Сам Господь пришел в этот мир не как революционер, не как ниспровергатель старого. И об этом Он прямо говорил Своим ученикам: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5,17). Сам дух проповеди Христовой отрицает какое-то насильственное нарушение или изменение существующих традиций, законов, порядков, даже если они не соответствуют Заповедям Божиим. Христос призывал повиноваться даже нечестивым книжникам и фарисеям, извратившим закон Моисеев: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф.23,3).

И, напротив, любая насильственная смена существующего порядка, любое изменение, основанное на вражде, а не на любви, на корыстных групповых или классовых интересах, а не на заботе обо всех людях, – такое действие, такое насилие не содержит в себе ничего Христианского.

И напрасно говорят, что Христос признавал насилие, и ссылаются при этом на Его слова: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф.10,34). Под «мечом» здесь понимается не оружие, не насилие, не революция; но, как толкует эти слова Спасителя блаженный Феофилакт Болгарский, «меч означает слово веры». Это тот острый с обеих сторон меч, исходящий из уст Господа, о котором говориться в Откровении святого Иоанна Богослова (Откр.1,16). Словом Христовым, как мечом, отсекаются от нас наши греховные помыслы и те люди, которые внушают нам их, даже если мы связаны с ними кровным родством. Говоря, что Он пришел принести не мир, но меч, Господь продолжает: …Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф.10,34). Разделить не насилием, но словом; и не ради самого разделения, но ради того, чтобы затем снова соединить – но уже не кровными узами, в основе которых зачастую лежат эгоистические соображения, а узами истинной любви, любви Христианской. Ибо не случайно в другом месте Господь учит: Почитай отца и мать; и люби ближнего своего, как самого себя (Мф.19,19). Расторгнуть словом Божиим узы ложной, корыстной любви, чтобы соединить людей узами любви истинной – таков, противный всякому революционному насилию, смысл слов Господа.

Революция же есть «меч разящий» в самом прямом смысле этого слова. Ибо она с помощью оружия, репрессий рушит вековые связи, семейные устои, нравственные ценности. При этом неважно, имеется в виду буржуазная, социалистическая или какая-либо другая революция; происходит ли она сразу через кровь и насилие или начало ее относительно мирно. Что означает революция? Это полное изменение существующего государственного строя, всех его учреждений и установлений. Революционер считает несправедливым весь существующий строй, а не только отдельных представителей власти; весь существующий порядок перечеркивается и заменяется другим. А поскольку человек греховен, то новый, установленный им порядок, – тоже несправедлив…

Октябрьская революция была страшна не только тем насилием и кровью, которой она залила Россию. Она была страшна той ложью и тем искажением Христианских ценностей, которые стали насаждать большевики. Христианскую идею равенства всех людей перед Богом они подменили идеей социального и экономического равенства. «Кто был никем – тот станет всем», – эти памятные всем, кто жил в советское время, слова из «Интернационала» предельно ясно выражают суть этой подмены. Здесь заимствованы слова Господа Иисуса Христа: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19,30). Но эти слова были сказаны Спасителем не о земной жизни, а о том, что произойдет в Его Второе Пришествие: в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей (Мф.19,28). В нынешней же земной жизни все люди по своим талантам, по своему месту в обществе разные. И в этом греховном мире различия неизбежны. Как писал святой апостол Павел: Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся… Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1Кор.7,20-22). Ибо воистину есть одна свобода – свобода во Христе, и одно равенство – равенство пред Господом.

Большевики же попытались подменить духовное равенство – равенством материальным, попытались построить Царство Небесное на земле – но без Бога, одним человеческим разумением… Понятно, что больше всего ненависти у этих новоявленных «строителей светлого будущего» вызывала именно Церковь Христова. Одним своим существованием она колола им глаза, служа живым свидетельством их неправоты, их заблуждений, доказательством мерзости пред Богом всего того, что они делали. Ибо, согласно Священному Писанию, мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч.16,5), – мерзость пред Господом всякий надмевающий сердца тех, кто «был никем», соблазняющий их различными материальными благами. Поэтому большевики с такой яростью и гнали Церковь, уничтожая священство и разрушая храмы; а в послесталинское время – еще более цинично удушая ее непрерывным, всеохватывающим и мелочным контролем, зорко следя за тем, чтобы в храмах не было молодежи, чтобы в священников не рукополагали образованных людей, чтобы Церковь потихоньку вымирала…

На этом фоне особенно циничными выглядят попытки некоторых историков доказать, что, дескать, Церковь и ее служители сами были виноваты в тех репрессиях, которые развязали против них большевики. Например, на сайте с красноречивым названием «аtheism.ru» один из таких историков даже заявляет, что православное духовенство само спровоцировало новую власть на гонения; большевики же поначалу вовсе не собирались бороться с Церковью, да и никаких сознательных гонений на нее не организовывали… И вообще, вот уж, действительно, логика гоголевского Городничего: «вдова сама себя высекла»! Оказывается, как пишет этот автор, «Ни один из документов 1917-1918 года не предписывал наказаний за религиозные взгляды или профессию священника», и вообще, «причины конфликта Церкви и правительства в 1918 году имели политико-экономический характер». Поэтому, дескать, если священники и погибали, то совсем не как мученики за веру. Нужно быть совершенно ослепленным атеистическими взглядами, чтобы не понимать, что большевики, уничтожая Церковь, физически и морально уничтожая верующих, никогда открыто этого не признавали. Напротив, везде, во всех документах провозглашалась свобода вероисповеданий! Как на практике выглядела эта «свобода», хорошо известно.

Конечно, не только Церковь, не только верующие пострадали от Октябрьской революции и ее последствий. За призрачный статус «великой державы», за так и не наступивший коммунизм была заплачена огромная цена. Был нанесен огромный ущерб генофонду нации: миллионы людей погибли в ходе коллективизации, репрессий и войн, которые непрерывно вела «страна победившего Октября». Да, в кровопролитной Гражданской войне были повинны не только большевики, но и те, кто с ними боролись; а Великая Отечественная война была справедливой, ибо являлась освободительной, и огромные потери в ней были неизбежны… Но и без этих двух войн счет людских потерь потрясает, и влияние их мы ощущаем по сей день в постоянном сокращении населения России.

Нужно быть честным в отношении своей истории, видеть в ней и светлое, и темное; и то, что соответствует Заповедям Христовым, и то, что им противоречит. И пусть сегодня многое из советских времен вызывает приятную ностальгию: бесплатная медицина, бесплатное образование, научно-технические достижения и прочее, – это не должно заслонять от нас антихристианской, богоборческой сути советского режима. Ведь и в «царстве зверя», о котором говорится в Откровении святого Иоанна Богослова, тоже будут различные материальные достижения и великие знамения, которыми прислужники антихриста будут обольщать живущих на земле (Откр.15,14). Но если мы стоим на Христианской точке зрения, мы должны сказать: всякий строй, который основан на насилии, на богоборчестве и ложных ценностях, рано или поздно погибнет, какими бы материальными благами он не обольщал людей.

Однако, давая честную и правдивую оценку революции и богоборческому строю, к установлению которого она привела, мы не должны забывать важнейшую Евангельскую Заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф.7,1). Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, выступая 12 октября 2017 года на заседании Высшего Церковного Совета, говоря о тех бедах, которые принесла России революция, «мы сегодняшние смотрим на это зло уже из перспективы его преодоления». Что означает это преодоление? То, что если мы будем только осуждать, если мы будем видеть в революции, в истории советского периода только негативное, то мы не слишком далеко уйдем от идеологии самих большевиков-богоборцев. Они очень любили судить прошлое, его выдающихся Церковных деятелей и правителей, и не скупились на негативные оценки. Поэтому, давая честную и ясную оценку и Октябрьской революции, и породившей ее социалистической идеологии, мы должны думать о преодолении их последствий, которые до сих пор ощущаются в нашем обществе. Прежде всего, того духа материализма, атеизма и социального нигилизма, который еще далеко не изжит.

Кроме того, осуждая социалистическую идеологию, отвергая методы, которыми пользовались большевики, мы, православные люди, должны проявлять Христианское сострадание к тем, кто стал жертвой этой идеологии, кто искренне поверил ей и стремился бескорыстно служить ее «прогрессивным», как тогда многим казалось, идеалам. «Ненавидь грех, но люби грешника» – вот один из важнейших принципов Православной этики; так и мы, ненавидя и осуждая то богоборческое учение, те ложные социалистические идеи, которые привели к революции, не должны переносить эту ненависть на конкретных людей, революционеров, членов партии, советских деятелей… Тем более, что многие бывшие члены партии затем искренне отошли от своих заблуждений, обратились ко Христу и стали верными чадами Православной Церкви… Некоторые же из них становились тайными христианами задолго до падения большевизма и, чем могли, помогали своим единоверцам… Но даже оценивая деятельность тех, кто так и умер убежденным большевиком, нужно исходить из Христианского человеколюбия, помня, что мы должны прощать нашим врагам и молиться о них.

И еще один, самый важный урок, который мы должны извлечь из драматических событий вековой давности: урок бдительности. В уже упомянутом выступлении на заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Кирилл высказал также очень актуально звучащую сегодня мысль, которой стоит руководствоваться в отношении революционных событий 1917 года: «Ни в коем случае не отрицать и не обелять очевидное зло, – но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов».

Ведь, к сожалению, и сегодня немало тех, кто желали бы революционных изменений, новых переворотов и социальных катаклизмов. Это – и представители деструктивных сект, и радикальных политических партий, и террористических группировок, и националистических движений… Лозунги, под которыми они выступают – разные, но суть их одна: если существующий порядок им по каким-то причинам не нравится, то нужно его «разрушить до основанья»… То, что в результате такого разрушения прольется кровь, будут гибнуть ни в чем не повинные люди, их не волнует, – настолько сознание этих новых горе-революционеров затуманено идеей разрушения. И наша задача, как христиан, всячески противодействовать этому. Противодействовать мирной проповедью, убеждением, вразумлением – но, главное, примером собственной мирной и духовно богатой Христианской жизни. Ибо если мы будем сами искренне следовать Евангелию, то и другие последуют за нами – по пути мира, любви и созидания.

Благодарю за внимание!