В Омской духовной семинарии обсудили вопросы реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных организациях Омского региона

image_print
20170427 003 Основы религиозных культур и светской этики Омская Духовная семинария IMG_4139

 

 

27 апреля 2017 года в Омской духовной семинарии состоялась работа круглого стола по теме «Актуальные вопросы реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в образовательных организациях Омского региона». Событие было инициировано Общественной палатой Омской области.

В работе круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • взаимодействие образовательных, религиозных организаций и других социальных партнеров в сфере духовно-нравственного воспитания и развития детей;
  •  проблемы, связанные с обеспечением свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса ОРКСЭ и пути их преодоления.

В мероприятии приняли участие члены общественной палаты Омской области, представители духовенства, специалисты Министерства образования Омской области и Департамента образования Администрации г. Омска, педагоги, занимающиеся вопросами реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

В рамках работы круглого стола был заслушан ряд сообщений.

Протоиерей Димитрий Олихов, член комиссии по вопросам культуры, духовно-нравственного развития и национальных отношений Общественной палаты Омской области, первый проректор Омской духовной семинарии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии представил аналитическую справку об организации свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса ОРКСЭ в образовательных организациях г. Омска. К сожалению, в ряде организаций наблюдаются нарушения регламента процедуры выбора, такие как игнорирование выбора родителей, принуждение родителей к выбору определенного модуля, недопущение представителей религиозных организаций на родительские собрания, отсутствие на собраниях учителей, преподающих модули курса ОРКСЭ и т.п.

Отец Димитрий отметил, что информирование родителей о введении предмета ОРКСЭ и процедура выбора, зачастую проводится в рамках общегородских родительский собраний, где родителям сообщается большой объем информации по различным вопросам и сведения о курсе ОРКСЭ «тонут» в этом информационном потоке, кроме того такие собрания проводятся в один день во всех школах, и представители религиозных организаций не имеют возможности посетить все собрания.

Баранцева Светлана Петровна, заведующий сектором по работе с дошкольными учреждениями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, помощник благочинного по образовательной и катехизической деятельности Рождественского благочиния (Кировский АО г. Омска) привела примеры из своей практики посещения родительских собраний и перечислила ряд проблем существующих в преподавании курса, в том числе недостаточный уровень компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций по организации проведения родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ и его дальнейшему преподаванию, недостаточное финансирование, отсутствие помещений для раздельного преподавания модулей, недостаток или отсутствие учебно-методических пособий.

Светлана Петровна, отметила, что на собраниях информация до родителей доводится сухим языком с обилием специальных терминов, зачитывается «по бумажке».

Далее, в докладе был предложен ряд мероприятий по решению сложившихся проблем, в том числе продолжить обучение по комплексному курсу ОРКСЭ до 10-ого класса, подготовку и повышение квалификации преподавателей проводить отдельно по каждому модулю, провести обучающий семинар для руководителей образовательных организаций и специалистов органов управления по разъяснению основного содержания модулей курса в контексте национальной безопасности страны, случаи препятствия выбору модуля рассматривать как недопустимые, Институту развития образования разработать мероприятия направленные на повышение компетентности педагогов курса ОРКСЭ, проводить постоянное освещение вопросов изучения курса ОРКСЭ в СМИ, рекомендовать проводить родительские собрания по выбору модуля отдельно от обсуждения других вопросов. В качестве примеров положительного опыта были отмечены средние общеобразовательные школы №№ 135, 55, 47, гимназия 140.

Соловьев Анатолий Алексеевич, председатель комиссии по вопросам развития науки, образования Общественной палаты Омской области, член Совета городской общественной организации «Омский дом ученых» выступил с предложениями взять Общественной палате на контроль выбор модуля курса ОРКСЭ и реализацию курса, членам Общественной палаты посещать родительские собрания совместно с представителями религиозных организаций.

Машкарин Михаил Иванович, председатель комиссии по вопросам культуры, духовно-нравственного развития и национальных отношений Общественной палаты Омской области, декан факультета гуманитарного образования Омского государственного технического университета предложил более жестко относиться к случаям нарушения регламента выбора модуля с привлечением к ответственности виновных лиц.

Загурская Светлана Борисовна, ведущий методист сектора учебно-методического обеспечения отдела общего образования Департамента образования Администрации г. Омска озвучила, что со школами, в которых были выявлены нарушения, со стороны Департамента образования ведется работа: проводятся совещания по разъяснению регламента выбора модуля курса ОРКСЭ, выезды в школы, ведется сотрудничество с Омской епархией.

Пузанова Елена Владимировна, директор МКУ «Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения в сфере образования» Омского муниципального района Омской области в своем выступлении отметила, что для профилактики нарушений должна вестись работа муниципальными органами управления образования: разъяснения для руководителей образовательных организаций, более пристальное отношение к выбору педагогов, преподающих курс, решение вопросов финансирования.

Бакулин Бота Зейнилхабиденович, член комиссии по вопросам культуры, духовно-нравственного развития и национальных отношений Общественной палаты Омской области, Президент Общественной организации Региональной казахской национально-культурной автономии Омской области в своем выступлении отметил важность введения курса ОРКСЭ. По словам выступающего изучение модуля «Основы исламской культуры» будет способствовать адекватному восприятию исламской религии в обществе, предупреждению вовлечения подрастающего поколения в экстремистскую и террористическую деятельность.

Беляев Александр Николаевич, член комиссии по вопросам культуры, духовно-нравственного развития и национальных отношений Общественной палаты Омской области в своем выступлении поделился опытом проведения бесед по Закону Божьему совместно со священником в школе, отметил, что подобные встречи привели к значительному снижению правонарушений среди школьников. Относительно нарушений при проведении родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ, Александр Николаевич высказался о необходимости неукоснительного соблюдения существующих законов.

Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» поделилась опытом работы ИРООО по повышению квалификации педагогов ОРКСЭ.

Понкратова Светлана Геннадьевна, начальник отдела общего дополнительного образования департамента дошкольного, общего дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области в своем выступлении отметала, что озвученные проблемы не являются системными, а наблюдаются локально в ряде образовательных учреждений, что на территории Омской области преподается 5 модулей из 6ти, в 11-ти муниципальных районах реализуются 4 модуля. Также Светлана Геннадьевна высказала пожелание, на дальнейших встречах уделять большее внимание вопросам распространения лучшего опыта преподавания курса.