Развитие эстетических чувств дошкольников средствами музыки

image_print
баранцева28_3

26 марта 2018 года в БДОУ города Омска «Детский сад №90 комбинированного вида», в рамках регионального постоянно действующего семинара «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в контексте ФГОС», организованного отделом ОРОИК Омской епархии, состоялся мастер-класс «Развитие эстетических чувств дошкольников средствами музыки и театрализации». Воспитанники детского сада представили мюзикл «Бременские музыканты». Они так увлеченно исполняли роли, что зрителям хотелось подпевать. А дети наизусть знали все роли в спектакле.

На мастер-классе присутствовали педагоги-воспитатели из дошкольных образовательных учреждений города Омска. С приветственным словом к участникам обратилась заведующий ДОУ Оборина Наталья Алексеевна. Затем дети показали настоящий музыкальный спектакль! Подготовили мюзикл: музыкальный руководитель – Александрова Ирина Михайловна, воспитатели – Пономаренко Валентина Николаевна, Вегелей Ирина Геннадьевна. Ребята играли задорно, как настоящие артисты!

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с ДОУ ОРОИК Омской епархии, по традиции, провела рефлексию, спросив, что полезного взяли для себя воспитатели, и рассказала о важности формирования эстетических чувств у дошкольников.

В центре внимания ученых, исследователей, педагогов-практиков находятся поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы сформировать у каждого ребенка основы эстетической культуры, духовности, способствовать развитию художественного творчества.

В научных трудах по философии, педагогике, психологии существует большое количество определений культуры и эстетической культуры. Мы придерживаемся понятия культуры, предложенного Д.Б. Кабалевским: «Культура – это процесс, под влиянием которого изменяется человеческий мир и сам человек», «эстетическая культура человека – это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты».

Эстетическая культура ребенка дошкольного возраста не может быть определена однозначно, поскольку это не сумма каких-либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, представляющее собой постоянно изменяющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических знаний, умений и навыков, объединенных с эстетической деятельностью, присвоенных ребенком на основе его собственного конкретного жизненного опыта и опыта детского коллектива в целом. Процесс формирования эстетической культуры дошкольника – это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, организуемый педагогом и осуществляемый им совместно с детьми. По утверждению ученых А.И. Бурова, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова эстетическая культура человека есть единство трех составных частей:

  • Эстетических чувств и эмоций, как исходных компонентов и основы эстетического сознания; эстетических оценок, вкусов, идеалов как высших компонентов эстетического сознания.
  • Знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.
  • Умений, способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических аспектов во всех видах и формах деятельности.

Задача формирования эстетической культуры старшего дошкольника не может быть решена без внимательного отношения к особенностям формирования основных психических процессов и функций в старшем дошкольном возрасте. Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, общении, рисовании, танцах, пении, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач. В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

- организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту – музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

- поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса.

 Светлана Барнцева