Напутствие митрополита Омского и Таврического Владимира на Великий пост 2021 года

image_print
ВЕНЗЕЛЬ

 

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

 

По Милости Божией, вновь пришла весна – время обновления природы, пробуждения ее от долгой зимней спячки. А к нам, православным христианам, пришло время весны духовной – Великого поста. И так же, как весной всё обновляется, расцветает и просыпается к новой жизни, так и во время святой Четыредесятницы наша душа сбрасывает с себя оковы духовной спячки и украшается цветами молитвы, покаяния и добрых дел.

Неслучайно во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского поется кондак «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…». Мы дважды обращаемся к нашей душе: «Душе моя, душе моя», пытаясь пробудить ее, ибо поистине глубок и страшен тот зимний сон, в котором она пребывает. Зимой всё засыпает, и растения, и многие животные; вся природа, кажется, погружается в спячку, всё в ней останавливается, всё замирает, чтобы весной вновь наполниться новыми силами. И человек также после сна просыпается более бодрым, отдохнувшим; сон как бы возвращает ему силы. Но не таков сон нашей души. Она усыпляется греховным сном, и этот сон есть сон к смерти. Он не дает ей силы; напротив, только отнимает их у нее. Ей кажется, что она бодрствует; так и во время сна нам иногда мнится, что мы не спим, что совершаем какие-то дела… В действительности же душа, объятая грехом, порабощенная им, не бодрствует, а только грезит: ее наполняют различные беспорядочные видения, телесные и умственные похоти, которые лишают ее внутреннего покоя. Она подобна спящему, который видит какой-то страшный сон, стонет во сне, но не может проснуться. Это не отдохновение, это – разрушение души, которой через посредство греха овладевает смерть.

Глубок этот сон, в котором пребывает душа, и чтобы пробудить ее Церковь  предлагает нам пройти сорокадневное поприще Великого поста. Усыпляя тело с его страстьми, лишая его части привычной пищи, мы тем самым пробуждаем нашу душу, подкрепляем ее пищей духовной, вызываем ее от тяжелого и холодного сна к весеннему пробуждению и обновлению. Поэтому в среду мясопустной недели на вечерне поется стихира: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче».

Вот она, наша подлинная, наша истинная весна – «весна постная»; не та, капризная и переменчивая, какая бывает в природе, когда за теплом следуют заморозки, за оттепелью – метели, за ясными днями – сумрачные и дождливые. Нет, эта – духовная – весна наполнена сиянием, в ней нет места никакому сердечному холоду, никаким бурям, а если и проливается дождь – то не мрачный и холодный ливень, а светлый и теплый поток слез, рожденных покаянием и молитвой.

«Возсия весна постная, цвет покаяния!». Весной деревья и травы покрываются цветами – но пора этого цветения очень коротка, и через несколько дней от былой красоты не остается и следа. Таково и телесное цветение человека – Псалмопевец уподобил его полевому цветку: Человек – как трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветет (Пс.102:15). Не таков «цвет покаяния» – цветение, рождаемое у нас в душе постом и молитвой. Цветы покаяния не сравнятся по своей красоте ни с какими видимыми цветами; покаяние, рожденное «весной постной», преображает душу, делает ее чистой и прекрасной, очищает ее от скверны греховного сна, делает бодрой, легкой и сильной. Цветы покаяния не отцветают скоро, они украшают душу во время всего времени Четыредесятницы, а также после – главное, чтобы душа не переставала совершать труд молитвы, не переставала тянуться к доброму и отвращаться от греха.

Что для этого требуется? Церковь призывает нас: «очистим убо себя, братия, от всякия скверны!». Тем и страшен греховный сон, что душа в нем не только не восстанавливает свои силы, но еще и ослабевает и оскверняется.

- Что есть осквернение тела?

- Грязь, гной, нечистоты. Так и душа наполняется всякой духовной скверной: помыслами, похотью, возношением и прочими грехами.

- Как освободить ее от этого во время поста, как сделать так, чтобы духовная весна великой Четыредесятницы обновила и очистила нас, подобно тому, как вешние воды смывают всякую грязь и нечистоту?

- Уменьшить мысли и попечения о нашем теле. Некоторые постящиеся, к сожалению, во время поста думают о теле, о телесном даже больше, чем до поста: думают о том, как, когда и чего им поесть, постоянно прислушиваются к своему телу, хорошо ли оно переносит пост, не повредил ли он ему…

Конечно, не нужно полностью забывать о теле, о своем здоровье: но не нужно подменять пост этой заботой. Не нужно слишком много думать о пище телесной; как писал святой апостол Павел: Пища не приближает нас к Богу (1Кор.8:8). Мы постимся не ради тела, а ради души, не ради земного, а ради Небесного. Следует думать о том, чем мы питаем во время поста свою душу, правильно ли мы ее питаем, полезна ли ей эта пища. Лучшая постная пища для души – это молитва; лучшее питье для нее – слезы; лучшая трапезная для нее – храм. Насыщайте душу молитвой, утоляйте ее жажду благодатной водой покаяния, чаще питайте ее за прекрасной братской трапезой Церковных служб. Пусть воистину светлой и радостной станет весна нашего поста, да минуют нас, по милости Человеколюбца Господа, лютые холода и порывистые ветры греховных искушений, дабы мы достойно смогли пройти все поприще святой Четыредесятницы, дабы душа наша, обновленная, цветущая и полная сил, воспряла к новой жизни, к новой радости, к Светлому Воскресению Христову!

Аминь.

 

Владимир,

митрополит Омский и Таврический

 

Богохранимый град Омск

1/14 марта 2021 года