Эстетическое воспитание – основа формирования духовности

image_print
99_16

13 апреля 2018 года воспитатели дошкольных образовательных организаций побывали в рамках семинара, организуемого ОРОИК Омской епархии, в дошкольных группах БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 99 с углубленным изучением отдельных предметов». В рамках семинара был проведен мастер-класс «Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста совместно с родителями. Проект «Театр для всех». По Закону об образовании родители являются участниками образовательного процесса и в детских садах их активно привлекают к совместной работе.

Доброжелательно встретили гостей директор школы Валерий Владимирович Черняков и старший воспитатель Елена Владимировна Нечипоренко в новом, красивом здании детского сада, рассказав о системе работы с родителями по эстетическому воспитанию детей. Детский сад при школе наилучшим образом позволяет решать проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием и формировать важнейшую составляющую духовности – эстетическое развитие.

Дети, совместно с родителями и воспитателями показали музыкально-театральную постановку по сказке Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и музыкально-театральную постановку по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, «Дюймовочка».

Режиссерами-постановщиками стали педагоги-воспитатели Мисюкевич Екатерина Павловна, Осетрова Татьяна Юрьевна, Галькова Надежда Владимировна, Шишканова Ольга Станиславовна и музыкальный руководитель Манакова Оксана Геннадьевна.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Познание искусства – это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-эстетические чувства, воображение и фантазию.

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием. Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства. От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.

Процесс игры – это немаловажная часть жизни дошкольников, которая учит преодолевать трудности, познавать внешний мир и искать выход из затруднительного положения.

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов. Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй. Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками. Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша. Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства. В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

На мастер-классе, представленном коллективом детей, родителей и педагогов-воспитателей все это было хорошо видно. После мастер-класса, на рефлексии все гости, а это опытные педагоги-воспитатели, отметили профессионализм и мастерство педагогов-воспитателей, отметили старания детей и родителей и труд всего педагогического коллектива по подготовке мастер-класса. Гости также выразили благодарность Омской епархии за организацию практико-ориентированных семинаров, где педагоги могут учиться друг у друга и у детей.

Воспитание и обучение – это правильный путь, посредством которого можно заложить в ребенке правильные представления о мире, усовершенствовать эстетическое восприятие, на которых впоследствии сформируется его духовное богатство. А когда такое воспитание происходит в содружестве детского сада, школы и семьи, то воспитательный эффект наступает значительно быстрее и качественнее и становится ценным опытом для других.

 

Светлана Баранцева