image_print

 kdfghkfgh

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

(Православный катихизис)

Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии, почему это таинство и имеет двойное название — Причащение, или Евхаристия.

Евхаристия в переводе с греческого значит «благодарение». В этом основополагающем таинстве Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную Жертву Богу за спасение всех людей — живых и умерших. Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греческого «литое» — общественный и «эргон» — служба, дело). В отличие от других общественных богослужений (утрени, вечерни, часов), где Господь наш Иисус Христос присутствует одною Своею благодатию, здесь Он присутствует непосредственно, действительно Пречистым Телом Своим и Святою Своею Кровию и не только присутствует, но и питает ими верующих. Приобщаясь Страшных Христовых Тайн, мы уподобляемся святым Апостолам, собранным на Тайную вечерю, где Господь установил таинство Святого Причащения. Но еще до этого апостолы Христовы слышали слова своего Учителя о таинстве Тела и Крови Его: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровей Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53-56).

В тайне Боговоплощения Господь Иисус Христос входит в мир, состраждет ему, принимает на Себя все мировое бремя зла. Страдания Сына Божия — это не просто страдания умирания, боли и скорби, а непостижимое отождествление Его с падшим человечеством. Светлый и чистый, Он погружается во тьму человеческой жизни, безгрешный, Он берет на себя грехи мира. Никакие человеческие слова, никакие понятия не могут вместить этой тайны. Можно лишь сказать, что как творение мира было торжеством Любви Божией, так и страдания Богочеловека явились высшим проявлением этой Божественной Любви к людям. «Нас ради человек и нашего ради спасения» был совершен этот подвиг. То, что совершилось на Голгофе и в саду Иосифа Аримафейского, не изменило внешнего, видимого порядка вещей. Но в сокровенной глубине мира совершился величайший переворот. Врата в Небо, закрытые грехопадением людей, вновь отверзлись, ибо Богочеловек Иисус Христос восстановил гармонию Неба и Земли, Творца и Творения. Но гармония эта открывается только тем, кто принимает Жертву и Подвиг Сына Божия, тем, кто обретает в Нем «путь, истину и жизнь».

Непостижимой остается для нас Голгофа, страдание, смерть, сошествие во ад, Воскресение. Только любовь и вера могут открыть нам эту тайну, только готовность всем своим существом приобщиться к ней. Господь Иисус Христос — Предстатель за человечество, торжествуя над побежденным Им злом, над страданием и смертью, увлекает за Собой любящих Его. Жертва совершилась однажды в Иерусалиме, но ее спасительная сила простирается на весь мир и все времена до скончания века. Она есть сверхвременная тайна, и участие в ней — знак нашего следования Христу.

Для того, чтобы каждый из нас мог усвоить плоды искупительной Жертвы, Спаситель благоволит ежедневно являться среди нас, в святых храмах Божиих, в виде Бескровной Жертвы, которая имеет такую же умилостивительную силу пред Богом Отцом, как и Жертва крестная. Как тогда на Кресте Он испросил нам прощение грехов, помилование и освящение, так и теперь, в силу Своей крестной смерти, Он продолжает ходатайствовать за нас пред Богом Отцом. Так Христос одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10, 14).

Телу и Крови Господа Иисуса Христа в таинстве Евхаристии должно воздавать особенную честь и боголепное поклонение, ибо каким поклонением мы чтим Самого Спасителя, таким же обязаны чтить Тело и Кровь Его.

О Божественной литургии, ее происхождении и ее чинах, днях их совершения, об историческом развитии этих чинов, об условиях совершения литургии, о порядке Причащения Святыми Тайнами священнослужителей и мирян, о благодарении Бога по Святом Причащении, а также о приготовлении запасных Святых Даров подробно сказано в «Настольной книге священнослужителя» (т. I. М., 1977. ее. 400-433). К сказанному необходимо сделать только краткие дополнения и отдельные примечания о церковных правилах преподания верующим Святых Тайн.

Никто, ни священнослужитель, ни мирянин, и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться.

Диаконы не могут причащать верующих, даже в случае болезненного состояния священника или его усталости.

«Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественныя Тайны; дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумляяся тем не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-е правило VI Вселенского Собора).

До шестилетнего возраста включительно младенцы причащаются без приготовления, положенного для мирян.

Младенец, крещенный мирянином, может быть причащен Святых Тайн только по дополнении такого Крещения священником.

Из предосторожности, чтобы при Причащении младенца Святые Тайны не остались не проглоченными им, нужно подносить его к Чаше лицом вверх на правой руке и в таком положении причащать; грудных детей (первых месяцев жизни) причащают Святых Тайн только под видом Крови.

При причащении младенца священник произносит: «Причащается младенец (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Жизнь Вечную».

Не допускаются к Причастию: супруги, имевшие во время говения супружеское общение; женщины в период очищения.

Причастники должны приступать к святой Чаше чинно и в глубоком смирении по прочтении священником молитв: «Верую, Господи», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд», которые миряне про себя повторяют за ним, а затем со всяким страхом и умилением делают один земной поклон Господу Иисусу Христу, истинно сущему в Святых Тайнах. После этого, сложив крестообразно руки на груди так, чтобы правая рука была поверх левой, подходят к святой Чаше. Священник, причащая, произносит: «Причащается раб Божий (раба Божия, имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную». Приняв Святые Тайны, нужно сразу проглотить Их. По причащении священник или диакон отирают уста причастника специальным платом. После этого причастник целует край святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекли кровь и вода, и, отступив немного, делает поклон, но не до земли ради принятых Святых Тайн, а затем запивает Причастие теплотой с антидором.

ПРАВИЛО ДЛЯ ГОТОВЯЩИХСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

В соответствии с Церковным Уставом, вечером полагается со вниманием выслушать в храме или прочитать келейно вечерню и повечерие. На повечерии после Символа веры читаются каноны Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю и канон данного дня.

Что и в какой день положено читать на повечерии, указывается ниже.

Начинать правило определено так (совершая поясной поклон):

Боже, милостив буди мне, грешному.

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

Создавши мя Господи, помилуй.

Без числа согрешйх, Господи, прости мя.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грёшнаго.

Обращение к Ангелу Хранителю и к святым:

Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя.

Святый апостоле, или мучениче, или преподобие отче (имя), моли Бога о мне.

В субботу вечером, накануне воскресенья, на повечерии следует прочитать канон Господу Иисусу (что при акафисте Иисусу Сладчайшему), канон молебный (Параклисис) Пресвятой Богородице или канон Богородице, положенный на повечерии в соответствии с гласом в Октоихе, и канон Ангелу Хранителю. По прочтении канонов — молитвы: «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче наш» и воскресный кондак приходящегося на эту неделю гласа.

Если же на этот день приходится и празднование святого, то кондак святого не читается, а лишь один воскресный кондак.

Если же в воскресный день будет праздник в честь Господа нашего Иисуса Христа, то воскресный кондак не читается, но лишь кондак праздника.

На воскресенье может приходиться Богородичный праздник, в этом случае воскресный кондак читается.

В великопостные субботы и в субботы Пятидесятницы читается кондак Триоди. Малое повечерие заканчивается так: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее, «Нескверная, неблазная…», «Даждь нам, Владыко…».

Затем — тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» и молитвы на сон грядущим, как обычно.

В воскресенье на повечерии (накануне понедельника): канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице или канон гласа недели по Октоиху и канон Архангелам, а также, по желанию, и канон Ангелу Хранителю (в правильниках киевских и почаевских канон Архангелам не указан). После «Достойно есть…» — Трисвятое по «Отче наш». Если приходится праздник или празднование в честь святого, то читается кондак этого праздника или празднуемого святого. Если же нет ни праздника, ни празднования в честь святого, то читается тропарь храма (если храм во имя Господа или Богородицы), а потом дня: «Небесных воинств…» Если же храм в честь святого, то положено читать тропарь дня, затем — храма, а также: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава…», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Молитвами, Господи, всех святых…», «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее.

В понедельник на повечерии (накануне вторника): канон покаянный Господу Иисусу Христу, молебный канон Пресвятой Богородице или канон по гласу Октоиха, канон святому Предтече Иоанну и канон Ангелу Хранителю. После «Достойно есть…» и по «Отче наш» — тропарь храма (если храм во имя Господа или Богородицы), затем — святому Предтече Иоанну и храмовый (если храм в честь святого), а также: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава…», «Со святыми упокой...», «И ныне…», «Молитвами, Господи, всех святых…» и прочее.

Если же в этот день есть праздник или празднество в честь святого, то читается только один кондак этого праздника или празднуемого святого, а также: «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее.

Во вторник на повечерии (накануне среды) читается канон Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии, или канон молебный, или по гласу Октоиха, и канон Ангелу Хранителю. После «Достойно есть…» читается тропарь «Спаси, Господи…», затем — храмовый тропарь Богородицы или святого, а также: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава…», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Молитвами, Господи, всех святых…»

Если же на этот день приходится праздник или празднество в честь святого, то читается только один кондак этого праздника или празднуемого святого, а далее — «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее.

В среду на повечерии (накануне четверга): канон покаянный Господу Иисусу Христу, молебный канон Пресвятой Богородице, канон святым апостолам или канон Святителю Николаю, кто как пожелает. Некоторые же читают и акафист Святителю Николаю вечером или утром, по желанию. После «Достойно есть...» — тропарь храма (если храм во имя Господа или во имя Богородицы), затем — «Апостоли святии…», «Правило веры…» и тропарь храма в честь святого, а также «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава…», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Молитвами, Господи, всех святых…»

Если же будет праздник или празднование святого, то читается один кондак этого праздника или святого, после чего — «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее.

В четверг (накануне пятницы) читается на повечерии канон Честному Кресту, молебный канон Пресвятой Богородице или Октоиха и канон Ангелу Хранителю. После «Достойно есть…» следует читать те же тропари, какие указаны во вторник, и прочее.

В пятницу на повечерии (накануне субботы): канон Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон Всем святым и канон заупокойный. Если же кто пожелает прочитать акафист Пресвятой Богородице утром или, как принято во многих церквах, на утрени, после 6-й песни, то читать кондаки и икосы по желанию, но канон акафистный следует прочитать на повечерии или утром. После «Достойно есть…» — Трисвятое по «Отче наш», тропарь «Апостоли, пророцы…», «Слава…», «И ныне…», «Яко начатки…», «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…» и прочее.

Некоторые, имея любовь к Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице, ежедневно, до или после утрени, читают акафисты с размышлением о Божественных Тайнах, меняя чтение через день, то есть в субботу — акафист Пресвятой Богородице, в воскресенье — Иисусу Сладчайшему, в понедельник — снова Богородице, во вторник же — Иисусу Сладчайшему, и так во все дни, что весьма похвально, ибо это богоугодное и благочестивое дело; только каждый должен соблюдать, чтобы делалось это не во время утреннего пения (т.е. не в храме).

После утренних молитв тотчас без «Достойно…» читается полунощница от «Блажени непорочнии…», кафизма 17; если же нет, то «Достойно есть…» и отпуст.

Полунощницу же и ексапсалмы (шестопсалмие) в церкви надлежит слушать со вниманием, и в это время иерею не следует ничего читать, кроме утренних молитв по служебнику, но внимать чтению и пению церковному или читать те же каноны, что читаются на утрени.

Недопустимо во время утреннего пения в храме читать молитвы ко Причащению, акафист или что-либо другое. Бог даровал нам общие и совместные утренние и вечерние молитвы, чтобы едиными устами и единым сердцем славить и воспевать Бога.

По окончании же утрени и первого часа в келий или дома можно читать кто что пожелает: или из Евангелия и Апостола, или какой-либо акафист с канонами. Когда наступит время, по обычаю, читаются часы 3-й и 6-й с тропарями. В великопостные дни, когда бывает литургия Преждеосвященных Даров, следует читать и час 9-й или внимательно выслушать его чтение в храме. Так поступают в навечерия Рождества Христова и Богоявления, если есть пост, слушают читаемые в храме царские часы; и в Великий Четверг, и в праздник Святой Пятидесятницы читается час 9-й вместе с обедницей, на которой читаются «Блаженны» повседневные, Апостол и Евангелие к Причащению. Затем: «Помяни нас, Господи…» и прочее по «Отче наш», кондаки читаются, как указывается ниже, далее «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице…», «Буди Имя Господне…» (трижды), «Благословлю Господа…» и отпуст часов.

 

Чтение кондаков на часах и на обеднице в течение всей недели.

В воскресенье по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш» — кондак воскресный и храма в честь святого. «Слава...», кондак в честь святого этого дня, «И ныне…», кондак храма Богородицы. Если же храм не Богородицы, то: «И ныне…», «Предстательство христиан…»

Если в этот день празднуется Рождество Христово или Богоявление, или Преображение, или Воздвижение Честного Креста, то читается один кондак этого праздника. Если же на этот день приходится иной Господень праздник или Богородичный, тогда читается кондак воскресный, «Слава…», «И ныне...» и кондак праздника.

Во время Святой Четыредесятницы читаются воскресный кондак, «Слава…», кондак Триоди, настоящего воскресенья, «И ныне…», храма Богородицы. Если же храм не Богородицы, то: «Слава…», кондак храма святого, «И ныне…», Триоди.

То же самое и в Святую Пятидесятницу, во все воскресенья до Отдания Пасхи: сначала читается кондак Триоди, «Слава…», кондак храма святого, «И ныне…», кондак Пасхи. По Вознесении Господнем читается кондак настоящего праздника до недели Всех святых.

В понедельник по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш», если храм в честь Господа или Богородицы, то читается кондак храма, потом дня и дневного святого. «Слава...», «Со святыми упокой...», «И ныне…», «Предстательство христиан…», а где нет храма в честь Господа и Богородицы, первым читается кондак дня и храма святого, также кондак дневного святого. «Слава...», «Со святыми упокой», «И ныне…», «Предстательство христиан..

Во вторник по «Отче наш» кондак храма в честь Господа или Богородицы, и дня, также дневного святого. «Слава…», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Предстательство христиан...». В храме во имя Иоанна Предтечи кондак храма во вторник на часах по «Ослаби, остави…» не читается, ибо читается дневной кондак Иоанна Предтечи.

В среду по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш» — кондак дня «Вознесыйся на крест…» и храма святого, и дневного святого. «Слава...», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Предстательство христиан…»

В четверг по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш» — кондак храма в честь Господа или Богородицы, и дня — святых апостолов и Святителя Николая, также и святого дневного. «Слава...», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Предстательство христиан…»

В пятницу по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш» кондаки читаются также, как и в среду.

В субботу по «Ослаби, остави…» и по «Отче наш» — кондак храма в честь Господа или Богородицы и дня и также святого дневного. «Слава…», «Со святыми упокой…», «И ныне…», «Предстательство христиан…». Если же совпадает праздник Господень или Богородичный, с попразднством, в субботу и во всю седмицу (кроме воскресенья) читается кондак только настоящего праздника до его отдания, а дневные кондаки оставляются. Если память святого приходится на попразднство и ради этого совершается полиелей или славословие, то читается кондак этого святого. «Слава...», «И ныне…» — кондак праздника, которого совершается попразднство. В дни Пятидесятницы читается сначала кондак Триоди, «Слава…» — святого дневного, «И ныне…» — кондак Пасхи. А по отдании Пасхи — «И ныне…» — кондак этого праздника, до воскресного дня Всех святых.

Следует также помнить, что если Октоих не поется во всю неделю, сохраняются тропари и кондаки дневные.

Есть традиция, готовясь к ранней литургии, правило ко Святому Причащению начинать с псалмов: «Господь пасет мя...» и прочее, и канон к причащению и молитвы. По другой же традиции, начинают от обедницы, то есть от «Благослови, душе моя, Господа…», а по окончании обедницы произносят указанные выше псалмы, канон и молитвы ко Причащению, а потом — часы и отпуст. Это допустимо, так как издревле святые апостолы и богоносные отцы узаконили и отвели разным молитвам определенное время, чтобы каждая молитва творилась в свое время: полунощница и утреня — ночью, часы — каждый в свой час, вечерня — вечером.

Обязательно и необходимо человеку любого возраста и пола знать молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и Символ веры: «Верую во Единаго Бога Отца…» и читать их по нескольку раз ежедневно.

 

О ПРАВИЛЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ (КРАТКО)

Желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота и ограничение в пище (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущим, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу Хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канон «Яко по суху…» и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице «Многими содержимъ…», опуская ирмос «Воду прошед», и тропари канона Ангелу Хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропарь перед каноном Богородице и Ангелу Хранителю, а также стихиры после канона Богородице в таком случае опускаются.

Читается также канон ко Причащению и, кто пожелает, — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Перед причащением необходима исповедь — вечером или утром, перед литургией.

СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

НА ЛИТУРГИИ. О СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙНАХ

Хлеб сердце человека укрепит (Пс. 103, 15), пророчествовал Пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении, страшно поколебалось оно при падении нашем, и само собой не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек, в ослеплении своем, о твердости воли человеческой. «Этой твердости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить поколебавшееся, ослабевшее сердце челове­ческое» (при. Варсонофий Великий, отв. 401; прп. Кассиан, соб. 9, гл. 21).

Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни (Ин. 6, 58). Этот хлеб — Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмъ хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снестъ от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира… Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне, пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 51, 56).

Какое чудное установление! Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плотским мудрованием и неверием, не захотели получить объяснение от Бога о Божественном установлении, произнесли о Божественном установлении свой суд в осуждение и погибель себе. Жестоко слово сие, сказали они: кто может его послушати? От сего мнози от ученик Его, всуе носивших имя учеников, идоша вспять, и ктому нехождаху с Ним (Ин. 6, 60, 66). И ныне наветуются сомнением о великом Таинстве те, которые только носят имя христиан, придерживаются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если бы произнес его человек; послушание слову было бы невозможным, если бы слово произнес человек. Слово произнесено Богом, принявшим, по бесконечной благости Своей, человечество для спасения человеков: и потому слово должно быть преисполненным благости. Слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верой, от всей души, как должен быть принять и вочеловечившийся Бог. Принятие Богом человечества непостижимо для человеков; столько же непостижимы установления и действия Богочеловека: они человека, зачатого в беззакониях и рожденного во грехах, человека, обречённого вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают богом по благодати, возводят на небо для вечного жительства и для вечного блаженства на небе. Осудившие слово и установление Богочеловека, отвергшие слово и установление, осудили и отвергли Слово — Дух и живот (Ин. 6, 63), осудили и отвергли установление, которым преподается ученику Христову Дух и живот. Аминь, аминь глаголю вам, — сказал Господь,— аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53).

«Подобает научиться,— говорит святой Иоанн Златоуст,— чудному свойству и действию Святых Тайн: что — они? какая польза от них? Мы — едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, мы — плоть от плоти Его, кость от костей Его (см. Быт. 2, 23). Тайнонаученные! Внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятой плотию Господа не только при посредстве любви, но и при посредстве самого таинства. Всесвятая плоть Господа соделывается нашей пищей! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам. Он смесил себя с нами, и возмесил в нас Свое Тело, чтоб мы были соединены с Ним, как соединено тело с главой — таково свойство неизреченной любви. Предызображая собой Господа, Иов поведал о рабах своих, которыми был особенно любим, что они, в объяснение великой любви к нему, говорили: Кто убо дал бы нам от плотей его насытитися (Иов. 31, 31). Доставил нам это Христос, вводя нас в величайшую любовь, и Свою любовь являя к нам, подавая желающим не только видеть Себя, но и прикасаться к Себе, и снедать Себя и соединяться с Собой, и исполнить всякое желание».(Нравоучение 46-е в беседах на Евангелиста Иоанна)

Господь, заменив для нас Собой нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своей плотию и кровию. Такое действие Господа, при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечением Бога, пребывая непостижимым и сверхъестественным, вместе становится и ясным и естественным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть заменены в естестве, которое обновил Богочеловек, всесвятой плотию и кровию Богочеловека (Св. Исаак Сирин, ел. 68-е).

«Благий, всеблагий и преблагий Бог, — богословствует святой Иоанн Дамаскин, — будучи весь благость, по безмерному богатству Своей благости, не потерпел, чтоб благо, то есть естество Его, пребывало одно, и никто не был причастником этого естества». Таково воззрение ума человеческого, озаренного светом Святого Духа, на действия Божий; таково объяснение действий Божиих этим умом; так объясняет этот ум для самого себя действия Божий: действия Божий и начала действий Божиих в точности и с полной определенностью постижимы для одного Бога. Просвещенный Свыше ум человеческий издает следующее священное вещание: состоялось благоволение Божие, чтоб всесовершенная благость, то есть существо Божие, отразилась в других существах, как отражается солнце на предметах, которых оно касается лучами. Для этого Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в котором они обитают, потом чувственный мир, наконец человека, принадлежащего по душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа, к миру чувственному. Бог, будучи Жизнь, саможизнь, пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни — Бога. И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из рук Создателя совершенными, совершенными относительно ограниченного естества своего, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла. Добро в тварях, соответственное естеству их, было отражением беспредельной благости беспредельного Творца. Ограниченное совершенство тварей было отражением всесовершенного совершенства, составляющего свойство единого Творца. Духи и человек сделались между тварями ближайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами, подобными тем качествам, которые в беспредельности и совокупности своей составляют сущность Бога. Бог — благость, и разумных тварей Он соделал благими. Бог — премудрость, и разумных тварей Он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святого Духа Своего, — этим соединил дух их, все существо их с Собой.

Зло явилось от свободного произволения разумных тварей. Зачали зло в себе, и родили его в отрицательное бытие его, духи. Яд зла они сообщили всему человеческому роду, заразив злом корень рода, праотца, обольстив праотца обещанием состояния, равного Богу. Здесь является благость Божия в поразительнейшем проявлении. Чтоб извлечь человечество из падения и погибели, триипостасный Бог единым из Лиц Своих приемлет человечество, в Себе и Собой обновляет человека, доставляет ему этим соединение с Собой, несравненно теснейшее, нежели какое даровано было при сотворении. Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родоначальником человеков, соделал их сынами Божиими по благодати. Зачатие и рождение скотоподобное, которому человеки подчинились по падении, отвергается: покрывается оно, так сказать, рождением от Святого Духа при крещении. Возрожденные человеки претворяются из плоти в дух, не по естеству, по свойству: рожденное от плоти, плоть есть, рожденное от Духа, дух есть (Ин. 3, 6). Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими (Ин. 1, 12, 13). Бытие их названо пакибытием и есть пакибытие (Мф. 19, 28; Тит. 3, 5): оно — бытие в жизнь вечную, бытие совсем иное, нежели каким было бытие в смерть; оно — бытие второе, вторично преподанное по утрате первого бытия падением, вечной смертью. Состоянию пакибытия дарована пища, соответствующая состоянию. Как рождение в пакибытие есть рождение от Святого Духа; так и питание, преподаваемое обновленному человеку, приуготовляется Святым Духом. Питание это — плоть и кровь Богочеловека. «Плоть Господа — Дух животворящий, — сказал святой Иоанн Дамаскин, — так как зачата она от животворящего Духа: говорю это, не уничтожая (не отвергая) естество тела, но желая показать всю Божественность и животворность его» (Точное изложение Православной веры святого Иоанна Дамаскина, кн. 4, гл. 13).

Богочеловек, будучи всесовершенным Богом, по наружности, для телесных чувств человеческих, запечатленных падением, был только человеком. Святые человеки, соделавшиеся чрез крещение чадами Божиими, соделавшиеся духом, сохранившие и развившие усыновление и духовное состояние богоугодным жительством, пребывали для наружных чувств человеческих, запечатленных падением, обыкновенными человеками, не отличавшимися ничем от прочих человеков. Святые Христовы Тайны, будучи Телом и Кровию Богочеловека, будучи Духом, сохраняют для телесных чувств наружный вид хлеба и вина. И видится хлеб и вино, и обоняются хлеб и вино, и осязаются хлеб и вино, и вкушаются хлеб и вино. Обнаруживаются и являются Святые Тайны чрез действие свое. Так обличался Бог, прикрытый человечеством: Он обнаруживался и свидетельствовался действиями Своими. Так обличались святые Божий, сосуды Духа: обнаруживались они и разоблачались действиями. Наружность глубоко смиренная, покровенная простотой, чуждая изысканности, чуждая эффекта, — действие сверхъестественное, Божественное! Действием Божественным возвышается достоинство дивно-смиренной наружности. Точно! Бог смирился несказанно вочеловечением и земной жизнью Своей: все действия Его несказанно смиренны, несказанно благолепны и величественны в смирении своем. Это относится и к Святым Тайнам. Что может быть по наружности смиреннее, обыкновеннее пищи, предлагаемой обновленным человекам, той необыкновенной, чудной, страшной пищи, в которой преподается в снедь Святой Дух, в которой преподается в снедь Богочеловек? Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, — сказал Он, — ядый Мя, той жив будет во веки (Ин. 6, 56, 57). «Причащающиеся Пресвятого Тела и Пресвятой Крови, — сказал великий отец, — стоят с Ангелами и Архангелами, и горними силами, одеянные в самую царскую Христову порфиру, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в самого Царя» (Свт. Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на Евангелиста Иоанна.). При установлении преобразовательных жертв дозволено было употребление в пищу мяс, приготовленных на огне, воспрещено употребление крови. В причину воспрещения объявлено: зане душа всякия плоти кровь его есть (Лев. 17, 11). Когда была принесена новозаветная Жертва, прообразованная слабыми тенями — ветхозаветными жертвами; когда принесена была новозаветная Жертва Жрецом — Господом, Который был и Жертва и Жрец: тогда вышло от Бога иное повеление о жертвенной крови. Пиите от нея вси, — повелевает Господь всем, призывая всех, — сия бо есть кровь Моя нового завета (Мф. 26, 27, 28). Все приглашаются к употреблению крови Христовой! Приглашение совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В крови Христовой — душа Его. Ясно ощущается при причащении Святых Тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душой причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству её успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будущему веку. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа, как сказал Он: Научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). «Научитесь не от Ангела, не от человека, не из книги, научитесь от Меня, — говорит святой Иоанн Лествичник, — объясняя слова Спасителя, от Моего усвоения вам, от Моего осияния и действия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, и обретете упокоение от внутренней борьбы, облегчение душе вашей от тягости и смущения, причиняемых ей помышлениями, приносимыми из области падших духов (Лествица, Слово 25-е. Здесь последние слова святого Иоанна несколько дополнены аскетическим объяснением.). Таково действие Святых Тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд — человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! Уготовал еси предо мною трапезу, — воскликнул в восторге к Богу пророк, указывая издали на жертвенник христианский, — уготовал еси трапезу сопротив стужающим мне! (Пс. 22, 5, Этот псалом входит в последование ко Св. Причащению). Это действие святых тайн в особенности известно инокам, проводящим жизнь безмолвную, и подвергающимся усиленному нашествию бесовских помыслов. «Они горят, — выразился преподобный Пимен Великий, выразился из собственного опыта, — от яда злобных демонов, и с нетерпением ожидают субботы и дня недельного, чтоб придти на источники живой воды — к Телу и Крови Господним — ими очиститься от горечи, которой напоил их враг» (Алфавитный патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, еюже мя сопротивник напои). И падшие духи ведают силу святых тайн. Они трепещут её, ненавидят ее, завидуют причащающимся, завидуют той завистью, к которой способны демоны… Часто с исступлением нападают они на готовящегося ко причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать причащению; часто после приобщения совершают духи подобное нападение, опять с целью ввергнуть в недоумение, смущение, с целью поколебать веру, насеять мысль, что причащение Святым Тайнам не приносит никакой пользы. Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы Святых Тайн. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верой, и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся, при приготовлении нашем к принятию Святых Тайн, сохранить всевозможное бодрствование над собой; постараемся, по принятии Святых Тайн, сохранить это бодрствование над собой. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие святых тайн не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе, по очищении его от облаков. На враги моя воззре око мое (Пс. 53, 9), — сказал святой Давид, по миновании возмущения, произведённого ими в душе его. Произнесет это исповедание о себе и причастник Святых Тайн, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие Святых Тайн. Всякий, приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верой, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лице; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их. При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие Святых Тайн делается яснее, ощутительнее, обильнее. Действие это уподоблено Писанием помазанию главы, т.е. ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски упоевающей душу ощущениями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа. При постоянно внимательной и благочестивой жизни делается отчасти постижимой непостижимая милость Божия, явленная человекам в даровании им небесной пищи. Эта милость Божия поженет ко спасению, сверхъестественной силой своей, причащающегося по возможности часто, по возможности достойно, вся дни земного живота его, вселит его в небесный дом Господень на бесконечную долготу дний вечных (Пс. 22, 5, 6).

Хлеб вещественный есть образ Хлеба Небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит образом действия Тела и Крови Христовых (Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина). Хлеб, будучи употребляем в пищу, отделяет из себя, при посредстве пищеварения, соки в тело, неизвестным и непостижимым для человека образом. Образ действия неизвестен и непостижим: последствия действия, а потому и самое действие, очевидны. Сходственно с действием хлеба действие вина, действующего преимущественно на кровь. Оно отделяет из себя газы, которые изменяют состояние крови, посредством крови действуют на душу, действуют на ум, действуют на сердце. Действие вещественных хлеба и вина — вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости сделаться жертвой смерти. Духовный хлеб — Тело Христово — укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, укрепляет волю, укрепляет ум, доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно заразилось при падении, которые называются страстями, т.е., страданиями, болезнями. Духовное питие содействует духовной пище. Оно сообщает душе качество свойств Христовых. Христос принял на Себя все свойства человеческие, кроме греха: свойства человеческой души Христовой чужды повреждения греховного, непорочны; по причине соединения с Божеством, они Божественны. Этими обоженными свойствами напаивается душа пьющего кровь Христову. «Как вещественное вино, — сказал святой Марк, — растворяется во всех членах пьющего, и бывает вино в нем, и он в вине: так и пьющий кровь Христову, напаивается Духом Божества, растворяется в совершенной душе (Христовой), и эта душа в нем, — освятившись таким образом, соделывается достойной Господа» (По ссылке святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.— Добротолюбие, ч. 2-я, гл. 92.). Удаляющийся от причащения Святых Тайн отчуждается от Христа, предоставляется самому себе, своему естеству, пораженному вечной смертью. Вечную смерть уничтожает в человеке, внутри его, в уме и сердце, един Христос. Он входит, как всемогущий Бог, в невходные сокровищницы человека, там поражает смертью смерть. Если не будет совершено этого, — вечная смерть пребудет в человеке, пребудет, как начало и залог вечной погибели. Нет возможности избежать вечной погибели тому, кто имеет и хранит в себе начало и залог её — вечную смерть.

О, как делается понятным, естественным, приглашение всемилосердого Господа ко вкушению Его всесвятых Тела и Крови, к питанию ими! Приглашение это — самое убедительное, оно соединено с великими обетованиями и с великими угрозами. Господь, по неизреченной любви Своей к нам, спас нас Собой, заменив наши казни Своей казнью, заменив наше оскверненное достоинство Своим святейшим достоинством: по этой же неизреченной любви, в чудных порядке и системе, установленных этой любовью, Он призывает нас в теснейшее единение с Собой причащением святых тайн, как в вернейшее, как в необходимое условие нашего спасения. Делайте не брашно гиблющее, — говорит Он, — но брашно, пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст (Ин. 6, 27). Отец Мой даст вам хлеб истинный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и дали живот миру (Ин. 6, 32-33). Аз есмъ хлеб животный (Ин. 6, 48). Аз есмъ хлеб животный, сшедый с небесе: аще кто снестъ от хлеба сего жив будет во веки, и хлеб его-же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин. 6, 51). Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6, 55). Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Приобщение Святым Тайнам установлено ежедневное (Новая Скрижаль. Статья Дары святые приносятся по заповеди). Ежедневное приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнию. «Частое причащение жизни, — сказал Василий Великий, — что иное значит, как не частое оживление?» (Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3-я.). Частое причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающеюся из Христа; жизнь — Христос водворяется в человеке.

Особенное действие Слова Божия, описанное святым апостолом Павлом, имеют и Святые Тайны. Это — естественно! Как в Слове Божьем действует Христос, действует Святой Дух, действует Христос и Святой Дух, содействуя друг другу, действуя из единого, равночестного и единоестественного Им начала — Отца, так действуют Они и в Святых Тайнах. Живо бо Слово Божие, — возвестил великий Павел, — и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судителъно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12). То же должно сказать о Святых Тайнах! «Они входят в нашу сущность, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — для сохранения и очищения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас поддельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке: очищают болезнями и всякими бедствиями» (Точное изложение Православной веры.). Причащающийся Святым Тайнам, должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1 Кор. 11, 29), как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он пора­жает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к Святым Тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.

На этом основании завещается желающим приступить ко Святым Тайнам тщательнейшее приуготовление. Да искушает же себе человек, — говорит Апостол, — и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет (1 Кор. 11, 28). Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых и самые тонкие, возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением Слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным причащением Святых Тайн. Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падение человеческие, с одной стороны, с другой — величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое Тело, на пролитие Свою Кровь, — неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своей плотию и кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собой. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Тайн искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми Отцами в молитвах ко причащению, которыми Отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюбленное Спасителю нашему. Смиряяй себе вознесется (Лк. 18, 14), — сказал Спаситель, — и аще снестпъ от хлеба сего, жив будет во веки (Ин. 6, 51).

Достойное причащение Святых Тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления её, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, неозаренная и неруководимая Словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о Святых Тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая тела Господня (1 Кор. 11, 29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас Суд Божий, если бы мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1 Кор. 11, 31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием Святых Тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение Святых Тайн при недостаточно богоугодной жизни, Апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойного причащения Святым Тайнам, в вас мнози немощны и недужливи, и спят довольны (1 Кор. 11, 30), т. е. значительное число умирает.

Иное значение имеет недостойное причащение Святых Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии, совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающие вечную муку (Точное изложение Православной веры). Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека (Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна. Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна), осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лице, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст, — сказал великий Павел, — хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор. 11, 27). Страшно некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает: колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 27-29). Да искушает человек себе (1 Кор. 11, 28), да рассматривает себя, прежде нежели приступить к Святым Тайнам, — и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного Причащения, чтоб не погрешить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа, при нашем покаянии. — Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвой и жатвой определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию» (О Законе Духовном, гл. 118). Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым Тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия их, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство; но она последовала чрез несколько десятков лет после совершения ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало её видим наиболее во внезапной смерти, или в смерти, произведенной такой болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. Не лъститеся, — говорит апостол Павел, — не обманывайте себя: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет нетление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6, 7-8).

Установлено Богочеловеком таинство Евхаристии (Еихсфктиа (греч.) — благодарение. Названо таинство так по той причине, что оно совершается при обильном благодарении и славословии Бога) сегодня, после вкушения прообразовательной пасхи и последовавшей за ней вечери, пред исшествием на спасительные для нас страдания. Участниками вечери были двенадцать апостолов. Воспоминая и празднуя великое событие, святая Церковь, в великий четверток, собирает в лоно свое чад своих к Божественной литургии, по полудни, необычно, в часы вечерние, чтоб совершение таинства и причащения Святых Тайн последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз Таинство, возглашено приглашение к питанию Телом и Кровию Его. Таким образом великое событие, самой обстановкой воспоминания о нем, живо напечатлевается в душах наших, и завещание Господа сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24) исполняется с особой точностью. «Господь,— поведает святой Василий Великий, заимствуя поведание из Священного Писания и священного Предания, — хотя изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и Апостолом, рек: Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Пиите от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы, и за многия изливаемая, во оставление грехов» (Божественная литургия Василия Великого. Чиновник архиерейского служения). Эти Тело и Кровь суть истинные Тело и Кровь Богочеловека, заимствованные Им от Пресвятой Девы; это Тело и Кровь — Божественны, как истинно соединенные с Божеством (Заимствовано из Точного изложения Православной веры святого Иоанна Дамаскина). «Не вознесшееся тело, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — сходит с небес, а самые хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божий. Если же спросишь, каким образом это совершается? то довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом, так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более — мы не знаем ничего: знаем только, что Слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ действия Его — неисследим» (Точное изложение Православной веры).

Сие творите в Мое воспоминание, — сказал Спаситель мира избранным ученикам Своим, уединившись с ними в горнице для Тайной Вечери. И исполняется доселе повеление Господа во вселенной, во всех храмах, принадлежащих православной Церкви. Какое всемогущее повеление! Дано оно двенадцати простейшим рыбарям и мытарям, дано за смиренной, предсмертной вечерей, за которой произнесено много горьких предречений, долженствовавших немедленно исполниться, дано в тишине и сумраке вечера, в уединении горницы, составлявшей верхнюю, отдельную часть дома, — действует по всей земле, действует через столетия, через тысячелетия. — Божественная литургия, на всем протяжении своем, всеми обрядами своими, представляет ряд и цепь воспоминаний о Господе. Самое приготовление хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. Облеченный во все облачение священник, прежде начатия Божественной литургии, совершает проскомидию; так называется приношение хлеба и вина и приготовление их в тот вид, который они должны иметь для совершения Литургии. Священник берет просфору, и знаменуя на ней копием знамение креста трижды, трижды произносит слова: «в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Служебник). При дальнейших действиях он говорит, что Господь, яко овна на заколение ведеся, и яко агнец, непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих (Ис. 53, 7). Далее воспоминаются различные события из страданий Господа. Приготовленные хлеб и вино, освященные святейшими воспоминаниями, получают значение и название образов Тела и Крови Христовых (Божественная литургия Василия Великого. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13). Затем начинается Божественная литургия. По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, они прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Во время совершения великого таинства воспевается песнь: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися, Боже наш. Песнь эта — повторение произнесенных Господом благословения, благодарения, хваления при освящении и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Его на Тайной Вечери. Нет места для других слов при совершении великого таинства. Таинство непостижимо, необъяснимо. Пред ним и ум человеческий, и ум ангельский должны благоговеть, от обильного благоговения — безмолвствовать. Если ж допущены слова и голос: то ими должно выражаться одно благодарение и славословие, равносильные благоговейному молчанию.

Драгоценность дара, святость, Божественность могут быть необъяснимо объяснены одним благодарением и славословием Бога.

Величие таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12, 1). Тело — Господеви, и Господь — телу (1 Кор. 6, 13). Телеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6, 15),— говорит Апостол. Назначение человека по душе и по телу — быть обителью Богу (2 Кор. 6, 16), сосудом Божества (1 Сол. 4, 4). Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно приять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно приять Бога в тело, которым владычествуют нечистые вожделения. Воспрещено Богом такое приятие под страшными угрозами. Попирающие воспрещение Божие, попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога, совершают грех безмерной тяжести.

Освободим от дебелости, от греховных похотений, стремлений, увлечений наше тело. Очистим душу как от тех страстей, которые принадлежат исключительно ей, от гнева, сребролюбия, тщеславия и других подобных, так и от тех, которыми заражает ее тело, каковы чревонеистовство и сладострастие. Очистим дух от свойственной ему скверны, от мыслей ложных, богохульных, от ощущений неправильных, из чего составляется самообольщение, ослепление, умерщвление вечной смертью. Израбатывается освобождение наше святой Истиной (Ин. 8, 32). Израбатывается освобождение и очищение наше воздержанием от излишества в пище и питии, бдением, молитвенными стояниями и коленопреклонениями, обузданием неосторожных и любопытных взора, осязания, слуха и прочих телесных чувств, которыми грех входит в душу, оскверняет и тело и душу. Израбатывается освобождение и очищение наше Словом Божиим. Напитаем себя чтением Слова Божия, оживим в себе, соделаем действующим Слово Божие деятельностью по воле и завещанию Господа, возвещаемыми нам Словом Божиим. Часто да возобновляются в памяти нашей благочестивым размышлением и созерцанием страдания Спасителя нашего, Его смерть на кресте, которой мы искуплены от вечной смерти, Его земная жизнь — это постоянное выражение смирения и любви — проведенная среди лишений, преисполненная скорбями. Положим твердое намерение провести благоразумно и богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. Для этого необходима тщательная бдительность над собой, тщательное настроение себя по учению Евангелия, тщательное исправление упущений и уклонений покаянием. Страшны — ликование сынов мира, их непрерывающаяся рассеянностью и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии — условие погибели. Уже отверзла на самопроизвольные жертвы свои вечная смерть темную, адскую пасть, готова пожрать и поглотить их, при первом миновании попущения Божия, по миновании долготерпения Божия, ожидающего покаяния грешников, при решительном отступлении Бога от нераскаянных грешников. Убоимся впадения в состояние, точно страшное! Устремим во времени и благовременно все силы наши к Богу нашему, чтоб усвоиться Ему навечно, и в усвоении Ему обрести наше спасение и блаженство во времени и в вечности. При таком жительстве, когда оно будет постоянно, и тем докажет верность нашу Богу, осеняет нас Божественная благодать, укрепляет колеблющийся подвиг наш, изменяет и перерождает его, дарует нам подвиг новый, — сильный, духовный, небесный; этим подвигам вводит нас в скорое и обильное преуспеяние. И при собственном подвиге — и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя, — служитель Божий, хотя борется еще со страстями, но уже причащается достойно Тела и Крови Христовых, когда причащается их в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. Тело и Кровь Христовы содействуют его подвигу, подвигу мученическому: они очищают и наказуют его по милосердому, Божественному суду своему, пожигая и истребляя в нем те скверны, которых он не может ни усмотреть, ни истребить сам собой. По осенении подвижника благодатью, Тело и Кровь Христовы оживотворяют его, возбуждают в нем новые, доселе бывшие ему вовсе неизвестными, духовные, высшие разумения и ощущения, открывают Божественные таинства, исполняют действий Святого Духа, доставляют смирение, несравнимое, по глубине его и по производимому им чудному успокоению, со смирением, доставляемым страданиями под гнетом страстей и падших духов. Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Господь — Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собой, соделывает духом, несмотря на то человек этот остается в теле: человек этот соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него, как струп от заживленной раны, свойства скотоподобные, которыми заразило его падение. Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом: навершается это соединение Божественной благодатью и причащением всесвятых Божественных Тела и Крови Христовых.

Бог питал манной, падавшей с неба, избранный народ свой — Израильтян, когда этот народ путешествовал по пустыне из Египта в Землю Обетованную: одожди им манну ясти, — говорит Писание, — и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек (Пс. 77. 24-25). Хлебом этим преобразовался Христос, питающий Своим Словом (Мф. 4, 4), Своей Плотию и Кровию христиан, странствующих в юдоли изгнания, шествующих и возносящихся в горнее отечество при многоразличных и многочисленных препятствиях, страданиях, бедствиях. Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля — Небо; путешествие по пустыне — земная жизнь; Хлеб Небесный — Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру (Ин. 6, 33). Отцы ваши, — говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, — ядоша манну в пустыни иумроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет (Ин. 6, 49-50) вечной смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь.

 

«Об исповеди и Святом причащении»,

 Часть II «Таинство Причащения или Евхаристия»

Редакторы: игумен Лонгин (Чернуха), монахиня Евтропия (Бобровникова)

Корректор: В.В. Костюк

Издательство Киево-Печерской Лавры 2011 год.

Православный календарь



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

×
Карта приходов

http://omsk-eparhiya.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B/

×